- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Азия
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Аргентина
- Армения
- Афганистан
- Африка
- Бангладеш
- Белоруссия
- Бенин
- Ближний Восток
- Болгария
- Боливия
- Босния и Герцеговина
- Ботсвана
- Бразилия
- Буркина-Фасо
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Весь мир
- Восточная Африка
- Восточная Европа
- Вьетнам
- Габон
- Гайана
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Джибути
- ДРК
- Египет
- ЕС
- Замбия
- Западная Африка
- Западная Европа
- Западная Сахара
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Иран
- Испания
- Италия
- Йемен
- Йемен
- Кавказ
- Казахстан
- Камерун
- Канада
- Катар
- Кения
- Кипр
- Киргизия
- Китай
- КНДР
- Колумбия
- Конго
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Латинская Америка
- Либерия
- Ливан
- Ливия
- Литва
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Марокко
- Мексика
- Мозамбик
- Молдавия
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- НАТО
- Нигер
- Нигерия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Норвегия
- ОАЭ
- Оман
- ОТГ
- Пакистан
- Палестина
- Панама
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Польша
- Прибалтика
- Приднестровье
- Россия
- Руанда
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сахель
- Северная Америка
- Северная Африка
- Северная Европа
- Сенегал
- Сербия
- Сингапур
- Сирия
- Словакия
- Сомали
- Средняя Азия
- Судан
- США
- Сьерра-Леоне
- Таджикистан
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тунис
- Туркмения
- Турция
- Уганда
- Узбекистан
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Центральная Азия
- Центральная Европа
- Центральная и Южная Африка
- ЧАД
- Черногория
- Чехия
- Чили
- Швейцария
- Швеция
- Эквадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Америка
- Южная Европа
- Южная Корея
- Южный Судан
- Япония
Как английский язык внедряется в монгольское образование
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по существу подтвердил приверженность ранее взятому курсу на расширение влияния Вашингтона в стране. Блинкен провёл ряд встреч, на которых обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, среди которых было и изучение монгольскими школьниками английского языка.
Это вызвало реакцию в российском информационном обществе: журналисты и эксперты указывали, что ещё 20 лет назад в Монголии самым популярным иностранным языком был русский, а во времена СССР его знал почти каждый школьник. Но уже в 2016 году английский изучали 42% жителей страны, а доля русского составляла 17%: современная молодёжь предпочитает в большинстве английский или корейский.
Корейский язык популярен по нескольким причинам. Во-первых, южнокорейский бизнес прочно обосновался в Монголии. Например, BGF Retail и GS Group открыли свыше 500 магазинов розничной торговли по всей стране, обогнав национальные сети. Осваивают рынок крупные компании — Samsung, Daewoo, Hyundai. Набирает популярность корейский общепит, активно развивается туризм. Во-вторых, Южная Корея — популярное направление для трудовых мигрантов. По разным оценкам, сейчас на полуострове проживает 40-50 тыс. монголов. Кроме того, с растущей популярностью корейской поп-культуры повысился интерес к языку её носителей.
Английский изучают, потому как в современных условиях — это необходимая компетенция для профессионала. Львиная доля научных работ публикуется на нем, а растущее влияние ТНК укрепляет позиции английского как средства международного общения.
Решения монгольского руководства
Популяризацией иностранных языков занимается и непосредственно руководство Монголии в сотрудничестве с зарубежными структурами. Ещё в 2023 году английский объявили основным иностранным языком, преподаваемым в школах страны. Причём с нового учебного года ему будут учить и третьеклассников, хотя прежде изучали с пятого. Тем не менее, пока это носит характер эксперимента и распространяется на 100 школ по всей стране. Об этом в интервью журналистам рассказал министр науки и образования Пурэвсурэнгийн Наранбаяр.
Он был сдержан в оценках и призвал не торопить события, поскольку все нововведения требуют апробации. Возможно, министр проявил осторожность и потому, что формально преподавание английского языка с третьего класса нарушает требования закона «О монгольском языке». В соответствии с ним, иностранные языки в общеобразовательных школах можно преподавать с пятого класса. Исключением являются учреждения, имеющие специальную лицензию.
Но нельзя не отметить, что государственные органы готовились к изменению статуса английского языка заблаговременно. В 2019 г. Национальный институт развития образования разработал дорожную карту введения в школах новых уроков в 10-12 классах. Тогда же определили, что выпускники должны владеть английским языком на уровне начального В1, то есть уметь общаться в бытовых ситуациях, которые могут возникнуть во время пребывания за границей.
Примечательно, что пять лет назад программу нацелили на использование языка в практике и ушли от излишней академичности. Министр Наранбаяр это подтвердил на заседании комитета по реформированию образовательных программ 12 августа 2024 года.
До этого, с 5 по 9 августа в Улан-Баторе состоялся тренинг-семинар Cambridge Education Partnership по разработке учебной программы и модели оценки для специализированных школ. На мероприятии присутствовали представители Министерства образования республики, руководство университетов и средних школ, преподаватели. Участники обсуждали направления дальнейших реформ сферы и разработку инструментов оценки различных навыков учащихся.
Вклад западных стран

English version
Поскольку в Монголии не сложилась своя традиция подготовки романо-германских филологов, учителей английского воспитывают иностранцы. Во время поездки в Лондон в мае 2023 года бывший министр образования Лувсанцэрэнгийн Энх-Амгалан заключил Меморандум о взаимопонимании с образовательным центром Pearson. Это крупнейшая международная издательская и просветительская структура. Помимо обучения, она проводит экзамены на знание английского языка иностранцами — PTE. Сертификаты Pearson бессрочные и признаются английскими и американскими вузами.
Монгольская и британская стороны договорились работать над постепенным внедрением английского в школах и о подготовке учителей силами центра. В сентябре того же года программа для учеников пятых и шестых классов заработала в 38 образовательных организациях. Параллельно началась подготовка первых 120 педагогов из столицы и с периферии. Всего в рамках первого этапа программы планируется выпустить 2 тысячи учителей, обучить 150 тысяч школьников. Оплачивают внедрение новелл в образовании из зарубежа и национального бюджета.
В начале 2024 года Энх-Амгалан принял посла Канады Сандру Чуфани. Стороны в том числе обсудили возможность подготовить в Канаде учителей английского языка. Дипломат заверила министра образования Монголии, что на эти цели Торонто готов выделить 200 тыс. долларов.
Позднее в марте в ходе дискуссионной встречи, организованной Министерством образования и науки и американским посольством в Монголии, представители США, Великобритании, Канады, Австралии поддержали стремление министерства увеличить число преподавателей английского в школах.
В апреле этого года по приглашению министра иностранных дел Монголии Батмунхийн Батцэцэг в Улан-Баторе находился её британский коллега — Дэвид Кэмерон. В ходе визита он посетил школу №23, где реализуются механизмы Pearson. Кэмерон пообещал в течение трёх лет выделить из бюджета Соединённого Королевства 10 млн фунтов стерлингов на дальнейшее расширение инициативы по изучению английского языка.
Вклад Монголии

Монгольское руководство выделяет деньги, опираясь на «Программу обучения населения английскому языку», принятой постановлением правительства. В рамках неё в апреле 2024 года в Селенгинском аймаке, граничащим с Россией, стартовал «Курс IELTS для аймака Сэлэнгэ». Он призван подготовить желающих к сдачи экзамена на знание английского языка. Сертификат IELTS признаётся в Великобритании и странах Содружества. Руководителем инициированной программы стал посланник южнокорейской НКО Heavenly Culture, World Peace, Restoration of Light. Она стремится внести вклад в Цели устойчивого развития ООН, распространяя культуру мира, является консультантом Экономического и социального Совета ООН.
Несмотря на то, что каждый житель аймака имел право участвовать в отборе, такая возможность в действительности оказалась доступна в основном жителям города Сухэ-Батора. Очень важно не путать город Сухэ-Батор в Сэлэнгэ и одноимённый аймак, расположенный на востоке Монголии.
В мае замглавы администрации аймака Сухэ-Батор Г.Мунхзаяа предложила представителям американского посольства открыть в Барун-Урте Центр американской культуры и информации. Она вызвалась обеспечить его всем необходимым и предоставить помещение. Примечательно, что в Сухэ-Баторе живёт всего 11 граждан США, но среди них есть сотрудники управления образования.
Школы с особым правовым статусом
Создание Центра может стать отправной точкой в открытии американской школы в аймаке. Такая есть в Улан-Баторе. Её основателем считается Дашзэвэг Зоригт —бывший министр энергетики, активно продвигавший «зелёные инициативы». Кто и зачем продвигает эту повестку мы уже подробно рассказывали ранее.
За среднее звено в американской школе Улан-Батора отвечает выпускник канзасского университета Том Каулоку, а завуч в начальных классах — американка Джоанна Эффа. Отличительной особенностью является обучение на английском языке по американской программе в сотрудничестве с Висконсинским университетом в Мэдисоне. Предполагается, что выпускники поступят в американские колледжи и вузы. Учебное заведение рассчитано на детей иностранцев и монгольских бизнесменов.
Только обучение в ней стоит 32-36 млн тугриков (10,5 тыс. долларов) в год. Дополнительные расходы — на закупку формы и учебников, оплаты столовой — обойдутся ещё в 5 млн (1,4 тыс. долларов). Для сравнения, средняя месячная зарплата в монгольской столице составляет 2 млн тугриков.
Руководство американского учебного заведения выстраивает дружеские отношения с государственной школой №60. Ей нередко помогают иностранные меценаты, а сама школа участвует в реализации «экологических инициатив».
Кроме американской, в Улан-Баторе есть французская и британская школы. Образование в них также платное, а цена за обучение намного выше средней зарплаты. За один год в первом классе British school of Ulanbataar родителям придётся отдать почти 38 млн тугриков (11 тыс. долларов), а за последние годы обучения уже свыше 72 млн (21 тыс. долларов). Как следует из проспекта, опубликованного на сайте, около 37% выпускников поступают в вузы Соединённого Королевства, 44% — в США, а в Монголии остаётся только сотая часть. Фактически, таким способом западные страны воспитывают детей монгольского истеблишмента и бизнеса, вовлекая их в свою орбиту влияния.
Российское влияние
В Монголии есть и русские школы. Одна из них работает при РЭУ имени Плеханова. Другая открылась при участии Глазовского государственного инженерно-педагогического университета им. В.Г. Короленко. Кстати, туда ушла партия наших комиксов о войне на Халхин-Голе.
В улан-баторской школе №3 ведётся преподавание на русском языке. Образование там платное, однако цена намного ниже. Год обучения стоит 6 млн тугриков (1,7 тыс. долларов). Другая русскоязычная школа №162, расположилась в юрточном районе столицы — Сонгино. В Хубсугульском аймаке, на севере Монголии, действует российский языковой центр. Как видно, русский распространяется в основном среди небогатого населения, обычно отстранённого от реального управления страной.
Итог
Таким образом, в Монголии популярность русского языка неуклонно снижается. Представители высшего класса, судя по всему, видят будущее своих детей на Западе. Недружественные государства не прекращают работу по вовлечению Монголии в «западный мир», а потому решение сделать английский иностранным языком обязательным к изучению лежит в русле происходящих трансформаций.
В то же время, существенной объективной причиной является статус английского как языка международного общения. Происходящий процесс в большей степени администрирует монгольское руководство, однако преимущественно Великобритания выделяет значительные суммы на имплементацию новелл в образовании. При этом ставка делается на обеспеченное меньшинство, имеющее влияние на политические и экономические процессы в стране. Разворачивающиеся события одобряют прозападные СМИ, а в социальных сетях нередко попадаются комментарии в поддержку правительственного курса на отказ от русского и переход к английскому языку.
Важные материалы
Который день бурно обсуждается судьба Агентства США по международному развитию (USAID), вредительская деятельность коего стала объектом агрессивных нападок со стороны...
Президентские выборы в Польше в 2025 году называют «решающим моментом» для политического будущего страны. Они определят основное направление риторики —...
Никогда такого не было и вот опять: одни журналисты обвинили других в продажности и ангажированности. Оказалось, что всемирно известная ассоциация...
Политический кризис в Германии достиг верхней точки, в результате чего Бундестаг 16 декабря вынес вотум недоверия канцлеру Олафу Шольцу и...
Последнее время Арктика всё чаще так или иначе попадает в новостную повестку: активность в этой части света по своей интенсивности...
17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,...
Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...
Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...
В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...