Делегация Минобразования Туркменистана провела серию важных двусторонних встреч на Всемирном форуме образования 2025, проходящем в Лондоне.
С кем встречались туркменские представители?
Во встрече с Ником Дэвисом, президентом по Ближнему Востоку и Африке агентства Times Higher Education (THE) обсуждались вопросы расширения участия туркменских университетов в международной академической экосистеме. THE ежегодно публикует рейтинги вузов мира, ориентируясь на ключевые показатели эффективности: научная активность, международная вовлечённость, качество преподавания, уровень трудоустройства выпускников.
Также состоялась встреча с Ареком Яворским, директором по образованию в регионе Центральной и Восточной Европы и СНГ компании Pearson. Основной темой стали вопросы международной сертификации и внедрения современных диагностических и оценочных инструментов.
Было отмечено, что Туркменистан всё активнее ориентируется на международные сертификаты как объективный показатель качества валидации знаний студентов и преподавателей. Обсуждались практика действия центров тестирования Pearson VUE, в различных странах и их влияние на качество образования в цело.
Представитель Pearson VUE предложил провести серию пилотных проектов нацеленных на сертификацию в соответствии с международными стандартами знания иностранных языков и ИКТ компетенции педагогов.
На встрече с Крисом Хартом, представителем Google for Education представители американской компании представили возможности интеграции решений Google for Education. Особое внимание было уделено технологиям Chromebook — системы, основанной на установке облачной операционной системы ChromeOS.
Она обеспечивает быструю и стабильную работу независимо от марки и характеристик оборудования. Как было отмечено такая модель идеально подходит для образовательных учреждений, обеспечивая доступность, безопасность и централизованное управление.
На встрече с Евгенией Яриной, исполнительным директором по государственным партнёрствам Coursera, обсуждались конкретные предложения по сотрудничеству. В частности, Coursera предоставила исследования демонстрирующие влияние внедрения платформы и использования в различных странах и университетах на качество образования и последующее трудоустройство. Также рассматривались возможности локализации материалов и интеграции аналитических данных платформы в образовательное планирование.
Предложения, сделанные туркменской делегации, отображают основную тенденцию в сфере образования: оптимизацию за счет цифровизации. Только вот под благими намерениями американских и британских компаний скрываются некоторые проблемы для туркмен в перспективе.
Онлайн-курсы должны сократить затраты на преподавательский состав (то есть их сократят). Международные критерии оценок эффективности, которые им навязывают, оставят страну без подготовленных специалистов под собственные нужды, а в перспективе – и без «мозгов».
Параллельно цифровизация обеспечит мониторинг того, насколько тщательно выполняются образовательные стандарты, навязанные извне. Централизованное управление компьютерами, которое будут осуществлять не в Туркменистане, просто-напросто позволит взять весь образовательный сектор Туркменистана под тотальный контроль.
Активно вовлекающемуся в международное пространство Туркменистану предлагают стандартный «пакет услуг», который ведет к уничтожению среднего и высшего образования в стране. К сожалению, туркмены здесь не первые и не последние, и властям стоит задуматься, нужно ли им это.