- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Азия
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Аргентина
- Армения
- Афганистан
- Африка
- Бангладеш
- Белоруссия
- Бенин
- Ближний Восток
- Болгария
- Боливия
- Босния и Герцеговина
- Ботсвана
- Бразилия
- Буркина-Фасо
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Весь мир
- Восточная Африка
- Восточная Европа
- Вьетнам
- Габон
- Гайана
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Джибути
- ДРК
- Египет
- ЕС
- Замбия
- Западная Африка
- Западная Европа
- Западная Сахара
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Иран
- Испания
- Италия
- Йемен
- Йемен
- Кавказ
- Казахстан
- Камерун
- Канада
- Катар
- Кения
- Кипр
- Киргизия
- Китай
- КНДР
- Колумбия
- Конго
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Латинская Америка
- Либерия
- Ливан
- Ливия
- Литва
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Марокко
- Мексика
- Мозамбик
- Молдавия
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- НАТО
- Нигер
- Нигерия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Норвегия
- ОАЭ
- Оман
- Пакистан
- Палестина
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Польша
- Прибалтика
- Приднестровье
- Россия
- Руанда
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сахель
- Северная Америка
- Северная Африка
- Северная Европа
- Сенегал
- Сербия
- Сингапур
- Сирия
- Словакия
- Сомали
- Средняя Азия
- Судан
- США
- Сьерра-Леоне
- Таджикистан
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тунис
- Туркмения
- Турция
- Уганда
- Узбекистан
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Центральная Азия
- Центральная Европа
- Центральная и Южная Африка
- ЧАД
- Черногория
- Чехия
- Чили
- Швеция
- Эквадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Америка
- Южная Европа
- Южная Корея
- Южный Судан
- Япония
Как нехватка водных ресурсов влияет на стабильность в Центральной Азии
По мере активизации все большего количества “тлеющих” региональных конфликтов все чаще на первом плане оказываются проблемы стран Центральной Азии.
Мы уже обращали внимание на резкую активизацию разведок США и Великобритании в Афганистане, активную работу администрации США и представителей американского бизнеса с руководством центральноазиатских государств, а также присутствие сотрудников британской ЧВК в Узбекистане. Все это наводит на мысль о подготовке масштабного конфликта в регионе.
Дестабилизация Центральной Азии через территориальные споры, этнические конфликты, раскачивание социальной обстановки направлено против Китая, РФ и Ирана. Именно поэтому центральноазиатский регион выходит на первый план, как один из главных факторов создания глобального управляемого хаоса.
Экзистенциальным вопросом, определяющим возможность создания современных видов вооружений, космической техники и систем контроля населения является доступ к редкоземельным элементам (РЗЭ).
Исходя из того, что Китай на сегодня контролирует большую часть добычи и переработки РЗЭ, представители США проводят активную консолидацию имеющихся активов в этой области. Они активно продвигают Партнерство по безопасности минеральных ресурсов (MSP), подключая туда новые страны из сферы своего влияния. Это является одной из основных причин, резкой активизации англосаксов в Центральной Азии, обладающей огромными запасами редкоземельных металлов.
Стратегия англосаксов в регионе, с большой вероятностью, традиционно (как и в последние 200 лет) будет сфокусирована на разжигании конфликтов и последующей эксплуатации природных богатств, пока население занято войной. Именно этот сценарий был реализован в Ираке, Ливии, некоторых странах Африки, немного менее успешно во Вьетнаме, на Украине и в Сирии.
Для ТНК критически важным является лишь право собственности на ресурсы. Война извлечению прибыли обычно не мешает. Как наглядная иллюстрация хорошо подходит опыт вьетнамской войны, во время которой, например, владельцам компании Michelin выплачивалось по $600 за каждое поврежденное каучуковое дерево. Сегодня в Сирии американские компании, под прикрытием военного контингента США, извлекли нефти, оценочно, на $100 млрд. Сейчас аналогичная ситуация происходит на шельфе спорных территорий Гайаны и Венесуэлы.
Как в криминалистике, мы четко видим мотив – это ресурсы, и возможность – война. Население стран ЦА рассматривается англосаксами исключительно как расходный материал в очередной войне.
Реально ли что-то противопоставить такой стратегии США и сателлитов?
Для того, чтобы предложить адекватное решение, необходимо достаточно глубоко понимать проблемы региона, менталитет его жителей и особенности развития отдельных стран.
Сегодня ключевой проблемой ЦА является водоснабжение. Естественно проблемы обеспечения продовольствием, логистики и изношенных энергосистем нельзя сбрасывать со счетов, но именно водные ресурсы являются основным камнем преткновения в регионе. И тот игрок, который предложит решение водной проблемы, сможет принести мир и стабильность в регион.
Ферганская долина – пороховая бочка Центральной Азии
Территория долины разделена между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией.
Это перенаселенный регион, с большим количеством молодого населения (34,1% моложе 20 лет), не имеющего практически никаких перспектив получить земельный надел для ведения хозяйства. Трудовая миграция этой части населения затруднена, в силу невысокого уровня образования. В купе с огромным комплексом нерешенных социально-экономических проблем это является благодатной почвой для распространения экстремистских идей, характерных для представителей радикальных течений в исламе.
В регионе расположены несколько этнических общин на территории сопредельных государств. Существует также много спорных участков границы, не делимитированных еще со времен распада СССР.
Сейчас резко сокращается водосток со стороны Афганистана и ухудшается качество подземных вод вследствие экстенсивной добычи полезных ископаемых западными компаниями по концессиям. Эти факторы создают благоприятную почву для этнических и территориальных конфликтов.
Прецеденты уже были: Ошская резня 1990 и 2010 годов, вылазки радикальных исламистов в 1999 и 2000 годах, столкновения в Андижане в 2006 году. Сегодня регулярно происходят инциденты в приграничных узлах водозабора.
Структурный дисбаланс водоснабжения и гидрогенерации в регионе
Инфографика в высоком разрешении
Он заключается прежде всего в том, что была нарушена единая система распределения ресурсов СССР. Ранее Киргизия и Таджикистан обеспечивали поступление воды в Узбекистан и на сопредельные территории Казахстана в период выращивания с/х продукции. В обмен они получали достаточное количество энергоносителей, фактически бесплатно, для беспроблемного прохождения отопительного сезона зимой. В регионе всегда было много воды, продовольствия и не было проблем с отоплением.
С приходом рыночных отношений этот простой и эффективный механизм был нарушен. Энергоносители вывозятся из Казахстана, Узбекистана и других стран ЦА англосаксонскими нефтегазовыми гигантами. А представителям Киргизии и Таджикистана предлагается покупать энергоносители по биржевым ценам. Это очень недальновидный подход.
В Киргизии и Таджикистане не могут позволить закупку энергоносителей по биржевым ценам. Поэтому происходит накопление воды в водохранилищах летом и активный сброс зимой для генерации электроэнергии. Это позволяет хотя бы частично перекрыть потребности в энергии на период отопительного сезона.
Результат: объемы воды, которые критично нужны летом, нерационально уходят в грунт зимой. Это приводит к регулярным засухам и сокращению производства продовольствия.
Конечно это не единственная проблема водоснабжения региона. Нужно учитывать также значительное сокращение площади ледников в горных районах Тянь-Шаня и Памира, увеличение отбора воды в северных провинциях Афганистана, строительство новых каналов на территории Китая, общее засоление почв вследствие нерациональной мелиорации, отсутствие вложений в поддержание и модернизацию построенной во времена СССР системы оросительных каналов.
В совокупности с ростом социальной напряженности и радикализации части населения, эти проблемы неизбежно приведут к военному противостоянию за воду. И ситуацией обязательно постараются воспользоваться “западные партнеры”. Военные действия – это удобное прикрытие для грабежа стран. Нет необходимости соблюдать экологические нормы, платить налоги и реализовывать социальные программы. Достаточно просто обеспечить безопасность нескольких ключевых объектов по добыче полезных ископаемых и логистического коридора для их вывоза.
Узбекистан как точка входа в конфликт
Узбекистан, занимающий значительную часть территории Ферганской долины, находится в наиболее уязвимом положении. Бывший президент Узбекистана Ислам Керимов последовательно выступал за запрет строительства ГЭС на территории Таджикистана и Киргизии. Но кроме запретов он не предлагал решения проблемы энергообеспечения этих стран. Это никак не способствовало стабилизации обстановки в регионе.
Нынешний президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев также не предпринимает активных действий для решения проблем в регионе, хотя и не высказывается против строительства новых ГЭС на территории соседей. Президент Мирзиеев находится в очень сложной ситуации. С одной стороны он испытывает колоссальное давление со стороны Администрации США и американских бизнес-структур, стремящихся закрепиться в регионе. С другой стороны, экономика Узбекистана критично зависит от сотрудничества с РФ.
Для англосаксов важно присутствие на территории Узбекистана, в силу его удобного географического положения, наличия урана, золота и других полезных ископаемых. На этом фоне дистанцирование руководства Узбекистана от структуры ОДКБ может стать фатальной ошибкой, особенно если учесть появление британской ЧВК в стране.
Стабильность – это непозволительная роскошь для ТНК. Инвесторы затраты на социалку не одобрят. Гораздо более привлекательно, с точки зрения инвестиций, выглядит серия военных переворотов и дробление страны на регионы компактного этнического проживания народностей. Наиболее очевидным решением представляется раскачивание ситуации в Каракалпакстане.
Не стоит забывать и про активную деятельность американских НКО в регионе. Они используют любую возможность для разжигания национальной вражды. В местных изданиях даже используется тезис о том, что в текущей сложной ситуации с водой виноваты специалисты из СССР/России, поскольку повышение качества медобслуживания и социальные программы привели к росту численности населения (!), которое теперь испытывает трудности с водой. Такое вот ЦИПСО.
В совокупности это формирует крайне взрывоопасную ситуацию.
Угроза экологической катастрофы в Казахстане
В сопредельных с Китаем регионах Казахстана уже сейчас наблюдаются серьезные проблемы с водоснабжением. На территории Китая строятся новые оросительные каналы, которые в ближайшее время полностью лишат воды сопредельные регионы Казахстана. Водосток рек Черный Иртыш и Или планируется полностью замкнуть на внутреннее потребление Китая.
Это безусловно приведет к экологической катастрофе на территории Казахстана и России. Восточные регионы Казахстана будут обезвожены. Из-за нехватки воды может погибнуть оз. Зайсан, куда впадает Иртыш, остановится каскад гидроэлектростанций на Иртыше, нарушится водоснабжение Центрального Казахстана питьевой водой, а на территории России Иртыш пересохнет вплоть до Омска и встанет вопрос обеспечения водой населения и производств.
Как мыслят наши оппоненты?
Хрупкое равновесие, которое пока существует в регионе, может быть нарушено одновременно по нескольким направлениям:
- приграничные конфликты в Ферганской долине с привлечением “специалистов” из Афганистана и радикальных исламских группировок;
- провокации против Ирана, которому также необходимы водные ресурсы Таджикистана для развития ядерной программы;
- раскачка ситуации в Узбекистане и попытки госпереворота с использованием британской ЧВК и этнического фактора;
- прекращение водоснабжения Восточного Казахстана.
Это естественно не весь перечень вероятных сценариев, которые возможно, уже проработаны до деталей в MI6 и ЦРУ. Но общий вектор понятен.
Ключевым элементом всех сценариев является вода. Именно вода является источником как трансграничных, так и бытовых конфликтов в регионе. И именно вода является необходимым компонентом для добычи и переработки полезных ископаемых. В первую очередь речь идет о литии и уране, требующих огромных объемов воды.
Доступными на сегодня источниками воды в регионе являются подземные воды. Этим ресурсом обладает Казахстан и Узбекистан. Но только подземных вод недостаточно для покрытия всех потребностей региона, поскольку их извлечение и распределение потребует создания соответствующей инфраструктуры.
Из этого простого факта следует, что с точки зрения англосаксов, местное население необходимо уничтожить/переместить. Это позволит использовать подземные воды в основном на нужды добывающей промышленности, которую они уже скупили почти полностью.
Поэтому соглашения о добыче урана и редкоземельных металлов, которые подписали руководители Казахстана и Узбекистана недавно, могут стать приговором для местного населения. Для их добычи нужна вода в огромных объемах, которую еще нужно извлечь из под земли, что требует существенных затрат. И делиться этой водой с местным населением бесплатно западные компании не собираются.
Что может предложить российская сторона?
Несмотря на некоторую индифферентность российских официальных лиц, МИДа и профильных ведомств в отношении стран ЦА в последние десятилетия, сейчас необходимо кардинально менять подход.
Проблемы региона уже напрямую угрожают стабильности внутри РФ. Обезвоживание восточного Казахстана угрожает водоснабжению регионов Южной Сибири.
В случае масштабных военных конфликтов в ЦА миллионы людей оттуда хлынут в Сибирь и другие регионы РФ. Уже сейчас, руководители профильных министерств и ведомств демонстрируют свою полную некомпетентность в вопросах миграционной политики. А в условиях масштабного конфликта в ЦА это может очень дорого обойтись.
На этом фоне наиболее реалистичным представляется вариант направления водных ресурсов из Сибири по трубопроводам в ЦА за счет частичной переориентации водостока сибирских рек. По оценкам специалистов, для решения проблемы достаточно переориентации 7-8% водостока. Речь конечно не идет о мега-проектах сталинской эпохи. Сейчас возможно реализовать в основном подачу питьевой воды по трубопроводам. Существующие сегодня технологии позволяют это выполнить. Хорошим примером является “рукотворная подземная река” в Ливии.
Россия при этом сможет решить проблему паводков, которые усилились в последнее время в связи с более интенсивным таянием льдов.
Это не единственное решение проблемы. Актуальным остается сотрудничество с Казахстаном и Узбекистаном в области разведки и разработки подземных источников воды.
Ресурсы подземных вод Казахстана составляет около 7 тыс. км3. Это примерно 65 озёр Балхаш или 25 Азовских морей. Глубина залегания вод колеблется от 50 до 1500м. Преобладающей глубиной, легко доступной вскрытию, являются глубины в пределах 100-400 м. При существующих технологиях можно одновременно извлекать из недр до 2000 м3 /сек воды в течение 100 лет.
Запасы подземных вод Узбекистана гораздо скромнее 19 км3. Из них в среднем в год используется 9,5 км3.
По предварительным данным под дном Аральского моря находится крупный источник подземных вод. Необходимо выделение ресурсов на его исследование и оценку на извлекаемость запасов воды.
Параллельно имеет смысл провести работу по обеспечению Таджикистана и Киргизии энергоносителями, чтобы стимулировать сброс воды в Ферганскую долину летом. Для этого может быть использован механизм своповых поставок нефти из Казахстана и Узбекистана. Даже такой способ, несущий дополнительные издержки, несопоставимо дешевле войны.
Безопасность всех перечисленных выше объектов можно обеспечить за счет российских ЧВК, операторы которых имеют большой практический опыт работы в самых сложных регионах мира. Сегодня в Казахстане достаточно много объектов, которые связаны с добычей урана структурами “Росатома”, поэтому расширение присутствия российских ЧВК в регионе более чем оправдано.
Что в итоге?
Текущая ситуация в ЦА, исходя из обобщенных выше данных, выглядит следующим образом.
В случае бездействия РФ англосаксы закрепятся в регионе и устроят там войну, используя этнические противоречия и “фактор воды”. Энергоносители и редкоземельные металлы будут добываться в рамках Партнерства по безопасности минеральных ресурсов (MSP) и пойдут в основном на нужды ВПК. Нефтегазовые гиганты обеспечат добычу воды для своих производств, поскольку они, в отличие от местных компаний, обладают необходимыми технологиями бурения и оборудованием.
Часть местного населения погибнет в гражданских войнах, часть мигрирует в сопредельные регионы, и серьезно дестабилизирует там обстановку. На фоне провальной миграционной политики это особенно актуально для РФ.
Теоретически в России может быть принята стратегия комплексного развития системы водоснабжения южной Сибири и ЦА. Это могло бы дать возможность стабилизировать регион и избежать там масштабных боевых действий. В этом крайне заинтересованы не ангажированные специалисты в Казахстане, не говоря уже о русскоязычном населении. Ключевым моментом в этой схеме должно стать водоснабжение питьевой водой Ферганской долины.
Китай, со своей стороны, также заинтересован в стабильности на территории ЦА и предпринимает шаги, направленные на развитие региона. Проект железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан стоимостью $4,7 млрд уже имеет технико-экономическое обоснование. Планируется приступить к его реализации в ближайшее время. Но сейчас западные дипломаты активно работают с руководством стран ЦА чтобы затормозить или вообще заблокировать этот проект.
Реализация таких масштабных проектов требует не только огромных материальных ресурсов, но и времени. Это годы, а возможно и десятилетия. Все это время, регион, испытывающий острую нехватку воды, будет находиться в очень уязвимом положении. Поэтому прогноз развития событий в ЦА – умеренно-пессимистичный. Проблема нехватки воды не является рукотворной. Это сочетание природных, социальных и техногенных факторов. На сегодня не существует ее простого и быстрого решения.
Кстати руководство USAID и, неожиданно, Всемирного Банка не только в курсе проектов водоснабжения ЦА, но и выступают категорически против их реализации. Российским дипломатам, политикам и представителям бизнеса предстоит проделать огромную работу для предотвращения грядущей масштабной катастрофы.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Важные материалы
17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,...
Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...
Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...
В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...
Продолжая цикл статей об открывшихся подробностях взаимодействия представителей британской разведки с российскими журналистами и оппозиционерами, мы решили обратить внимание на...
Некоторое время назад стало известно, что из Москвы выслали шестерых сотрудников политотдела посольства Великобритании — в их действиях нашли признаки...
Сложная ситуация в турецкой экономике подталкивает руководство страны к принятию непопулярных мер. Напомним сейчас учётная ставка ЦБ Турции 50%, а...
В последнее время в Казахстане активно ведутся военные приготовления. В начале года планировался призыв 39 180 казахстанцев, сейчас цифру хотят...
Масштабное падение котировок сейчас идет практически на всех фондовых рынках и естественно спекуляции на эту тему неизбежны. Часто это общие...
Я думаю, у нас просто нет подобных разведывательных структур как Рыбарь в государстве, поэтому министерства и ведмоства не в курсе этих проблем. Я считаю, Рыбарю стоит сотрудничать с МИД, ФСБ, СВР, МО и т.д.