«Как их появление отразится на ТВД?»
Рассуждения СМИ на тему сроков американского нападения на Венесуэлу — повод задаться вопросом, что может предпринять страна для увеличения боеспособности и отражения потенциального удара.
Инфографика в высоком разрешении
English version
Versión en español
Ранее мы оценивали эффект от возможной поставки венесуэльцам «Гераней», а теперь предположим, что у них появился шанс получить массу российских FPV-дронов с оборудованием. Например, тех же «Упырей».
Хотя возможности их применения огромны, в первую очередь это позволит при относительно небольших затратах прикрыть от вероятной высадки США побережье, особенно при размещении позиций на островах и архипелагах.
Как дроны помогут против гринго?
Боевой радиус в примерно 40 км (ровная морская поверхность к этому располагает) может значительно осложнить Штатам использование десантных катеров на воздушной подушке (LCAC) и кораблей снабжения — для операторов они жирная цель.
Даже при прорыве к побережью суда будут уязвимы — между Каракасом и морем находится хребет высотой 3 км, с которого можно «засыпать» дронами LCAC из горящих легкосплавных материалов.
Аналогично можно делать с площадками транспортных вертолетов, если США оборудуют их для снабжения своих сил по воздуху. Подобным образом можно буквально разрушить американцам логистику в случае десантной операции.
Разумеется, все это требует применения разведывательных БЛА, а также определенного уровня взаимодействия. И все же даже несколько потопленных десантных катеров ВМС США уже будут большим подспорьем.
В то же время применение для таких мероприятий именно FPV-дронов так и напрашивается по вполне рациональным соображениям — как чисто военным, так и даже экономическим.
Почему именно беспилотники?
Высокая скрытность: в отличие от береговых ракетных комплексов, операторам FPV-дронов куда легче замаскировать позиции, особенно если хорошенько покопать. Даже MQ-9 с тепловизорами упарятся искать всех.
Высокая мобильность: расчеты БЛА можно забросить даже на самые удаленные острова с помощью вертолетов или катеров, чего не скажешь о различной технике.
Возможность оперативных поставок: даже если у союзных Венесуэлы стран есть парочка «свободных» зенитных, противокорабельных и иные комплексов (что вряд ли), то их отправка займет время как минимум из-за логистики. С FPV-дронами чуть проще — они производятся тысячами, и все влезут в грузовой самолет.
Сравнительно низкая стоимость: цена одного FPV-дрона колеблется у отметке в $1 тыс., что практически соответствует цене автомата. С другими изделиями смысла сравнивать нет — суммы отличаются на порядки. Для ограниченного бюджета Венесуэлы это особенно актуально.
Возможность собственного производства: простота конструкции и применение коммерческих комплектующих позволяет сравнительно легко развернуть выпуск изделий уже в самой Венесуэле и создавать их в огромных количествах. Не нужны даже большие цеха.
Безусловно, FPV-дроны не полноценная заменой ЗРК с авиацией, особенно в конфликте против США. Да и их применение — сложная наука, хотя со стороны все выглядит как «просто взял и полетел, как в игре».
Однако для Венесуэлы это лучший способ резко на порядок нарастить боевые возможности при небольших затратах. Других таких вариантов оперативно получить массу высокоточных эффективных ударных средств у ВС страны нет.
Впрочем, реализация даже такого выгодного для венесуэльцев сценария натыкается на подводные камни — об этом мы недавно рассказывали на нашем закрытом канале.