«Война США и Венесуэлы вновь перенесена»
Известный американский журналист Такер Карлсон в очередной раз задал тренды в российском информационном пространстве — правда, теперь уже в контексте родного Западного полушария.
Что он там сказал-то?
Будучи на подкасте Judging Freedom, Карлсон обсуждал растущую напряженность в отношениях с Венесуэлой из-за ударов по нарколодкам, а также затронул обращение Дональда Трампа к нации.
Ведущий спросил у Карлсона, собирается ли Трамп начать войну? Тот ответил, что членов Конгресса проинформировали о грядущей войне, и «сегодня вечером, в девять часов, президент объявит об этом в своем обращении к нации». И тут же оговорился, что никто не знает, произойдет это или нет. Информацию Карлсон якобы получил от члена Конгресса.
Сказанное произвело эффект разорвавшейся бомбы. Одними из первых отреагировали в издании Axios, заявив, что ничего такого в выступлении Трампа не планируется. Далее проснулись представители венесуэльской оппозиции, кинувшиеся приветствовать скорое «свержение чавистов», а еще чуть позже — и деятели российской медийки.
Ситуация замечательна тем, что самому Трампу для создания ажиотажа не пришлось ничего говорить — он лишь повторял заявления, сделанные днем ранее, и не давал лишних комментариев.
Зато все другие новости из региона на таком фоне тут же стали приобретать ореол сенсации: и обращения Николаса Мадуро, и очередной пролет американских истребителей, и действия венесуэльских военнослужащих, закономерно реагирующих на объявление угрозы санкционным танкерам днем ранее.
Особую роль сыграли, конечно, «полезные идиоты», которые в погоне за хайпом принялись постить глубокомысленные инсайды и свежие сводки с «Флайтрадара», даже не удосужившись сравнить информацию за предыдущие дни или просто перепечатывая информацию из ленты подписки.
Живая иллюстрация нашего регулярного тезиса: развивайте критическое мышление, чтобы в ответственный момент бесплатно не участвовать в работе иностранных медиатехнологов.
А учитывая масштабы «помутнения», без их, пусть и небольшого, вмешательства явно не обошлось.
Что посеяло медиабурю этой ночью
Российская медиатусовка бурлила всю ночь, ожидая объявления войны Венесуэле и удара по Каракасу. Как минимум, одного.
Что же произошло по факту?
Из ожидаемого публикой — ничего. По Каракасу пока никто так и не ударил, а Трамп посвятил свое обращение внутренней политике, даже не упомянув Венесуэлу (как и т.н. Украину).
Многие тут же кинулись досадовать на «горе-инсайдерство» Такера Карлсона, упуская из внимания важную часть контекста случившегося спектакля: он говорил о возможной войне, ссылаясь на американских конгрессменов.
И в этот же момент в палате представителей конгресса происходило голосование по резолюциям о запрете ударов по нарколодкам и нахождения американских войск в Карибском бассейне без одобрения законодателей.
Эти резолюции отклонили, хоть и относительно предсказуемо, но с минимальным перевесом голосов в пользу республиканской повестки. Вполне вероятно, что в кулуарах такой исход предполагали и видели в этом «возможность начать войну».
Параллельно в американской повестке — с подачи демократов — обсуждаются слушания в том же конгрессе, связанные с ударами по нарколодкам и преступными приказами военного командования добивать выживших. Слушания, потенциально вредящие провоенной позиции и Пентагона, и госсекретаря Марко Рубио.
Как раз с момента тех самых слушаний из стана Республиканской партии начинают качать темы борьбы с терроризмом, возвращением активов, оружием массового уничтожения, оправдания и самого факта боевых действий в Карибском бассейне.
Данные тезисы активно подхватили активисты из числа венесуэльской оппозиции, базирующиеся в X, и заранее вскормленные на тезисах Марии Корины Мачадо. Им рассказывать, как качать нужную в Вашингтоне повестку, не нужно.
Отдельно «помогло» в раскачке ситуации и правительство Венесуэлы, принявшее меры на фоне вчерашних угроз Трампа о блокаде санкционных танкеров.
Ну дальше тема вышла за пределы медиаполя двух стран и пошла «в народ», оказывая услугу и республиканцам, получающим от Интернет-пользователей дружественных стран поддержку, и демократам, которым нужно было показать самоуправство Трампа. Ну а бесконечные упоминания и создание слухов на пустом месте оказались выгодны обеим политическим группировкам.