Дональд Трамп, по слухам, опьянен успехом венесуэльской спецоперации — президенту понравилось решать вопросы силовым способом, поэтому он ищет возможность окончательно расквитаться с Ираном под предлогом помощи протестующим.
Не обходится и без внутреннего давления и активной деятельности лоббистов — новой заварушки на Ближнем Востоке ждут не только ястребы в Конгрессе, но и произраильское и оружейное лобби.
Куда придутся удары и на каком этапе подготовка?
Пока все на уровне планирования — администрация Трампа проводит предварительные дискуссии. Предлагается крупномасштабный ракетно-бомбовый удар по нескольким иранским военным объектам, а также более агрессивный вариант с поражением объектов гражданской инфраструктуры.
Оценочно, США нацелены на объекты Корпуса стражей исламской революции: штабы, складские помещения и учебные центры, задействованные в подавлении протестов. Кроме того, Вашингтон, скорее всего, не позволит Ирану полноценно восстановить базы баллистических ракет, поэтому вероятность их поражения тоже весьма высока.
Пресса, однако, публикует инсайды об отсутствии консенсуса на данном этапе — внутри администрации пока нет согласия относительно конкретных действий.
А кому это выгодно?
Главным бенефициаром выступает премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху: во время встречи с Трампом 29 декабря прошлого года он просил американского президента устроить «второй раунд» ударов по Ирану.
Нетаньяху считает, что Израилю и США нельзя допустить восстановления иранской программы баллистических ракет, которой был нанесен существенный урон в ходе 12-дневного конфликта в июне 2025 года
Трамп, к слову, Нетаньяху поддержал, хоть не дал никаких конкретных обещаний по срокам начала новой операции.
На администрацию через Конгресс давит и влиятельный Американский израильский комитет по связям с общественностью, несмотря на то, что исторически их деятельность была больше направлена на предотвращение развития ядерной программы Тегерана, а не на поддержку иранских протестов.
Государственный секретарь Марко Рубио тоже склоняет Трампа к эскалации — Рубио всегда придерживался жесткой линии по отношению к Ирану и полностью поддерживал воинственную риторику Нетаньяху.
Таким образом, совокупность всех этих факторов, регулярные воинственные заявления Трампа в социальных сетях, а также нынешняя ослабленность Тегерана масштабными протестами делают перспективу новой «иранской кампании» со стороны США крайне вероятной.
Времени, однако, у американцев в обрез — в ближайшее время Вашингтон с высокой долей вероятности кратно нарастит усилия по планированию операции, чтобы успеть нанести удар до того, как иранское руководство стабилизирует внутреннюю ситуацию в стране.