Сегодня в Турции проходят выборы президента и парламента. К очередному голосованию страна подошла с ворохом нерешенных проблем, вызывающих все большее недовольство населения.
Одна из важнейших — рост цен и девальвация лиры. Сейчас годовая инфляция находится на уровне 55%, на пике в ноябре 2022 года она достигала 84%. И хотя турецкая экономика испытала бурный восстановительный рост после пандемии, население страны продолжает стремительно беднеть.
За последний срок Эрдогана турецкая валюта упала по отношению к доллару почти в пять раз — сейчас за один доллар дают 19,5 лир против 4,5 в июне 2018 года.
В начале февраля Турцию настигло другое несчастье — разрушительное землетрясение на юге страны, забравшее жизни более 50 тысяч человек при более 100 тысяч пострадавших. Кахраманшах, Газиантеп и множество других городов получили серьезные разрушения, город Хатай и вовсе почти полностью стерт с лица земли.
Турки не без оснований считают, что масштабов бедствия можно было бы избежать, если бы Эрдоган не отменил или не облегчил в стране строительные нормы в угоду своим приближенным, контролирующим весь стройкомплекс.
Разумеется, после землетрясения никого из крупных застройщиков не наказали, ограничившись показательными судами над мелкими сошками и исполнителями.
Землетрясение ударило еще по одной ключевой отрасли турецкой экономики — туризму. На пострадавших территориях, достаточно популярных у туристов, разрушена пятая часть отелей, не говоря уже об инфраструктуре и состоянии исторических памятников. Убытки бизнеса колоссальны.
Кроме того, несмотря на то, что главным курортным городам Турции сейсмологическая опасность угрожает в значительно меньшей степени, многие европейские туристы опасаются ехать в страну.
Образованное население крупных городов нередко проявляет недовольство внешней политикой действующих властей — жители Стамбула, Анкары и Измира устали от наплыва мигрантов из Сирии и Ирака, что во многом спровоцировано военными авантюрами Эрдогана в этих странах.
Кроме того, средний класс недоволен «реисламизацией» общества и отказом властей от вступления в Евросоюз. ЕС считает неприемлемой политику турецких властей в последние годы, что привело к заморозке переговоров на эту тему в феврале 2019 года после соответствующего голосования в Европарламенте.
Кандидаты
Ко дню голосования кандидатов осталось лишь трое — за два дня до выборов оппозиционер Мухаррем Индже снял свою кандидатуру, что позволит сконцентрировать голоса основному противнику Эрдогана — Кемалю Кылычдароглу. На это повлиял опубликованный компромат: в турецких соцсетях широко разошлось интимное видео с политиком в главной роли.
Итак, действующие кандидаты:
Реджеп Тайип Эрдоган — действующий президент Турции, занимающий ключевые посты в стране на протяжении почти двадцати лет. Несмотря на бурный экономический рост и масштабное строительство инфраструктуры в его первые сроки, сейчас его популярность значительно упала.
Ключевая причина в специфической кредитно-денежной политике, проводимой подконтрольным президенту Центробанком, из-за чего инфляция в стране достигла более 50%. Помимо резкого падения доходов турков, жители крупных городов критикуют Эрдогана за авторитарную и происламскую политику, а также отказ от тесной интеграции с западом.
Кемаль Кылычдароглу — лидер крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии (CHP), основанной создателем нынешнего турецкого государства Мустафа Кемалем Ататюрком в 1923 году. Был поддержан и выдвинут коалицией из шести оппозиционных партий, которые выступают против правления Эрдогана.
Кылычдароглу является наиболее «традиционным» либеральным кандидатом — он последовательно выступает за рыночную экономику, секуляризм, ужесточение кредитно-денежной политики и борьбу с инфляцией, а также более тесное сотрудничество Турции с НАТО и последующее вступление в Евросоюз.
Пропаганда сторонников Эрдогана обвиняет его в поддержке ЛГБТ, курдских формирований и поклонении Западу. Последнее, впрочем, является пропагандистским клише для внутренней аудитории, так как и действующие власти Турции вполне себе лояльны к британским и, в меньшей степени, американским партнерам.
Синан Оган — самый «скучный» кандидат, реальных шансов на победу у которого нет. Выдвинут националистическим объединением «Альянс предков». Этнический азербайджанец, турецкий националист, который выступает за дружбу России и Турции. Получил степень доктора наук в МГИМО. Кандидат-«спойлер», чей электорат с большой долей вероятности перейдет Эрдогану в случае второго тура.
Ход выборов
Голосование прошло спокойно, из наиболее одиозных событий — раздача Эрдоганом денег детям (это не считается подкупом, потому что несовершеннолетние не являются избирателями). И действующий президент, и его оппонент от оппозиции уже проголосовали на избирательных участках.
Тем не менее оппозиция уже заявила о массовых нарушениях — на некоторых участках обнаружены бюллетени с уже проставленными голосами за Эрдогана. Независимо от реальных масштабов нарушений (а их хватает), оппозиция так подготавливает почву к массовым протестам на случай проигрыша на выборах.
Предполагаемые результаты
В преддверии выборов результаты опросов давали примерно равное количество голосов Эрдогану и Кылычдароглу с небольшим перевесом в пользу последнего.
Но, несмотря на усталость граждан от действующей власти, турецкая оппозиция также находится не в лучшей форме.
Самая большая проблема — противоречия внутри самой оппозиции. Шесть партий, выдвигавших Кылычдароглу не имеют почти ничего общего кроме того, что выступают против Эрдогана. С учетом проходящих параллельно парламентских выборов, где все эти партии имеют свои амбиции, Кылычдароглу будет сложно учитывать интересы всех своих ситуативных союзников в случае победы на выборах.
Даже если кандидат от оппозиции победит, то ему придется столкнуться с тем, что все ключевые посты в бюджетных учреждениях, армии и спецслужбах принадлежат ставленникам Эрдогана, что может привести к откровенному саботажу или даже перевороту, коими славится Турецкая Республика.
Аморфная оппозиция не смогла толком использовать в своих целях даже последствия катастрофического землетрясения на юге страны. Позиция противников Эрдогана была невнятной, чем он и воспользовался, заполнив этот вакуум пропагандой.
С учетом колоссального административного ресурса, Эрдоган скорее всего сможет победить во втором туре и подавить возможные протесты, которые неизбежно начнутся после такого результата. Не стоит забывать и о почти 2 миллионах турок, голосующих за рубежом, большая часть которых поддерживает действующие власти.
Но даже если победит его основной противник, то его правление с учетом всего вышесказанного превратится в настоящую пытку и поставит страну на грань политического кризиса.
Борис Зимин и его Zimin Foundation продолжает финансировать антироссийские инициативы и оппозиционные проекты, скрывая источник средств, которые в реальности идут…
Воскресное утро у читателей таблоида The Daily Mail началось с тревожных новостей. Издание опубликовало статью с заголовком «Британцы должны подготовить…
Мы много рассказываем про то, как Подмосковье обретает черты этнокриминальных исламистских анклавов. Закрытые среднеазиатские общности приводят к ухудшению криминогенной ситуации,…
Который день бурно обсуждается судьба Агентства США по международному развитию (USAID), вредительская деятельность коего стала объектом агрессивных нападок со стороны…
Президентские выборы в Польше в 2025 году называют «решающим моментом» для политического будущего страны. Они определят основное направление риторики —…
В регионе вечного хаоса и разрухи Сомали продолжаются военные действия между правительственными войсками при поддержке западных союзников и террористами «Аш-Шабаб»,…
Стало известно о письме активистки и экс-корреспондента Солтан Ачиловой, разосланном бывшим коллегам по «Азаттыку», где раскрываются нелицеприятные подробности работы Радио…
В контексте разговоров о том, как турецкие власти пытаются оспорить принадлежность Крыма, очень удачно совпало появление расследования, проведенного одним турецким…