Еще одним очагом нестабильности в мире за последнее время стала Папуа-Новая Гвинея — страна, расположенная между Австралией и Индонезией. С 10 января в нескольких городах страны, включая и столицу Порт-Морсби, местные жители мародерствуют, грабят магазины и поджигают склады. По последним данным, погибло 16 человек.
Социальная напряженность из-за безработицы и бедности всегда была присуща Папуа-Новой Гвинее — государство занимает одно из первых мест в мире по распространению преступности. Но, как говорят власти, таких масштабных беспорядков не было никогда. Участники погромов воспользовались забастовкой госслужащих, включая полицейских, и вышли на улицы с целью набить карманы, зная, что им за это ничего не будет. Правоохранители же 10 января протестовали в столице из-за отсутствия полной выплаты зарплаты. Правительство винит во всем технические неполадки в системе и уверяет, что работники получат деньги со следующей выплатой.
На данный момент кажется, что ситуацию удалось стабилизировать. Об этом говорят власти охваченных беспорядками городов, посольство США в стране, а также министерство обороны соседней Австралии, с которой власти Папуа часто сотрудничают в сфере безопасности. Однако это не помешало премьер-министру Джеймсу Марапе 11 января объявить о чрезвычайном положении в столице.
Погромы, кстати, случились в очень неподходящий момент для правительства. В феврале этого года заканчивается 18-месячный период, когда премьер-министру не могут предъявить вотум недоверия. Вкупе с недостаточно хорошими экономическими достижениями беспорядки могут послужить причиной ухода Марапе в отставку. Первые призывы к этому уже начались — шесть членов парламента ушли с должностей в правительстве в знак протеста. Действующий премьер-министр же говорит о роли своих политических противников в организации беспорядков, а также о том, что таким образом его хотят снять с должности.
Конечно, пока рано говорить о судьбе премьера — об этом мы узнаем в феврале. Но у оппозиции уже точно есть аргументы за снятие Марапе с должности, включая и урон национальному имиджу на международной арене, что влияет на поток иностранных инвестиций в страну.