ru
Назад

Обзор военной активности Монголии в 2024 году

Rybar | Добавить в избранное

В 2024 году состоялось несколько крупных событий, связанных с военной активностью Монголии. Каждое из них достойно внимания в отдельности, но намного важнее рассмотреть их в комплексе. Это позволит составить представление о курсе, выбранном Улан-Батором в военном строительстве и на международной арене.

Согласно открытым источникам, монгольская армия насчитывает около 35 тысяч человек, проходящих действительную службу. Такой показатель сравним с венгерским или боливийским. Порядка 135 тысяч пребывают в запасе, а весь мобилизационный ресурс оценивается примерно в миллион человек.

По линии ООН

Несмотря на невысокую численность вооруженных сил, по словам министра обороны Бямбацогта Сандага, Монголия, занимает 8 место среди 120 стран, предоставляющих войска для миротворческих миссий ООН, и 1 место среди стран Азии. 

Ежегодно Улан-Батор направляет до 900 военнослужащих для участия в операциях по поддержанию мира. В основном монгольский контингент присутствует в Южном Судане (UNMISS). В Западной Сахаре (MINURSO), в ЦАР (MINUSCA), в Ливане (UNIFIL) размещается по четыре монгольских военных, на Кипре (UNFICYP) – трое.

Монгольской миссией в Южном Судане командует подполковник Угганбаатар Хурелбат, а миротворцы занимаются среди прочего сопровождением транспортных колонн в провинции аль-Вахда. Предположительно, очередная, четырнадцатая, группа убыла в Африку в конце октября 2024 года.

Монгольские контингенты в различных регионах мира лидируют по количеству женщин в их составе. Среди возможных причин – реализация программы гендерного равенства в монгольской армии. В соответствии с ней, в 2022 году генеральское звание впервые получила женщина.

В текущем году генерал Болор Ганболд стала военным советником при ООН. В духе этой же программы в 18-29 ноября 22 монгольских миротворца, 17 из которых женщины, прошли в Словении обучение на тему гендерного равенства. Оно состоялось при поддержке Еврокомиссии в честь 35-летия установления дипломатических отношений между Монголией и Евросоюзом. Такое же мероприятие проходило 11-15 марта в Улан-Баторе. Предположительно, обучение проводили военнослужащие из Австралии (входит в Содружество). 

Сотрудничество с Китаем

В течение года в монгольской армии шла боевая учеба. Важной ее частью стали международные военные ученья. В мае состоялись китайско-монгольские маневры «Талын Тунш – 2024» (пер.: «Степное партнерство»).

На полигон в Дорногови (Восточно-Гобийский аймак) тремя эшелонами прибыли военные Народно-освободительной армии (НОАК). Вполне вероятно, что участие в ученьях приняла сводная смешанная бригада (или несколько бтгр) 79 армии, дислоцированной во Внутренней Монголии (КНР). Стороны отработали совместные действия войск в борьбе с незаконными вооруженными формированиями, вопросы взаимодействия, организации связи, логистики.

В Монголию НОАК направила современные БМП, сконструированные по образцу «Страйкера», и самоходные гаубицы. 

Сотрудничество с Россией

В августе в Чойбалсане состоялось российско-монгольское тактическое учение с боевой стрельбой «Селенга-2024». В нем принимали участие около 600 военнослужащих и 120 единиц техники. Управляли совместными маневрами командующий 36 армией и начальник штаба сухопутных войск Монголии.

Ученье было направлено на отработку совместных действий по борьбе с инсургентами. В этом году его приурочили к победе советско-монгольских войск на реке Халхин-Гол. В честь этого события Краснознаменный ансамбль имени А.В. Александрова и Академический ансамбль песни и танца Армии Монголии дали совместный концерт на площади Сухэ-Батора.

В рамках международного сотрудничества Российская Федерация поставляет Монголии военную технику, обучает специалистов и модернизирует важные военные объекты. Например, аэродром Налайх (Улан-Баторский ВО).

По сообщению российского посольства в Монголии, в рамках 47-го дополнительного соглашения к Договору о военно-техническом сотрудничестве Министерство обороны России 2 октября безвозмездно передало монгольской стороне 20 различных машин.

На аэродроме создается инфраструктура: строятся казармы, средства коллективной защиты, укрытия для авиатехники и пункты управления. Возводятся электростанции и организуется жизнеобеспечение аэродрома. Также источник сообщает, что в Налайхе базируются монгольские МиГ-29.

По некоторым сведениям, они могут войти в систему ПВО Улан-Батора. Ожидается, что боевые самолеты поднимутся в воздух с аэродрома уже 25 мая 2025 года в День ВВС Монголии.


Решающую роль в подписании российско-монгольских договоров играет Военный и военно-воздушный атташе при Посольстве Российской Федерации в Монголии П.В. Петрунин. Недавние попытки прозападных монгольских СМИ дискредитировать Павла Владимировича свидетельствуют, что описываемые российские внешнеполитические шаги всерьез тревожат запад.

Сотрудничество с “третьим соседом”

На треке сотрудничества с Монголией, помимо США и Великобритании, активны Япония и Республика Корея (Ю.Корея – ред.). Токио в планах на 2025 год рассматривает Монголию в качестве адресата безвозмездной военной помощи.

С этой целью в декабре 2024 года стороны подписали соглашения на уровне МИД двух стран. В Монголии могут оказаться радары FPS-3 производства компании Mitsubishi. FPS-3 представляет собой активную ФАР, позволяющую вести несколько воздушных целей на удалении до 600 км. Размещение станций на российско-монгольской границе позволит отслеживать воздушную обстановку в районе Улан-Удэ и Читы.

Разумеется, возможное строительство РЛС проводится с перспективой их дальнейшей интеграции в систему контроля воздушного пространства и раннего обнаружения пусков ракет прозападных стран в АТР. Не исключена поставка бронеавтомобилей «Тойота», а также БпЛА.

В уходящем году разработаны основополагающие документы, касающиеся создания в стране беспилотных систем. В частности, 3 декабря Ассоциация БпЛА Республики Корея подписала меморандум о сотрудничестве с Национальной ассоциацией разработчиков беспилотных летательных аппаратов Монголии.

Также компании Blue Sky Drone и Sundori Drone намерены обучать монгольских операторов БпЛА и внедрять южнокорейские технологии в производство беспилотников. По словам директора монгольской Ассоциации, планируется производить копии пяти типов корейских БпЛА, в том числе способных нести полезную нагрузку до 30 кг. Опыт локальных конфликтов современности показывает, что это машины двойного назначения и применяются для ведения разведки, нанесения ударов, залистования местности, дистанционного минирования.

В июне 2024 года Монголия и Южная Корея провели ученья войск специального назначения. По масштабу они были весьма ограничены и прошли на батальонном уровне. Командовал полковник Хаш-Эрдэнэ Батдэлгэр. 

Корейцы также принимали участие в многонациональных миротворческих ученьях Khaan Quest. Они состоялись в центре подготовки миротворцев «Пять холмов» в Умнегови (Южно-Гобийском аймаке) в июле. Суммарно было задействовано около 900 военнослужащих из 20 стран. Инструкторы прибыли из семи стран: Австралии, Вьетнама, Индонезии, Канады, США, Филиппин, Японии.

Khaan Quest — это многонациональные миротворческие учения ООН, направленные на отработку взаимодействия в миротворческих операциях, предоставлении гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий. «Хан Квест» проводится с 2003 года под эгидой Тихоокеанского Командования США (USPACOM). В этом году на открытии мероприятия присутствовали американские дипломаты, а также второй заместитель командующего сухопутными войсками Тихоокеанского Командования (USARPAC).

В этом году в Монголию ездили представители 8-го Командования тылового обеспечения театра военных действий (Гавайи), 8-й бригады военной полиции 200-го Командования военной полиции, органически входящего в Резерв. Также на ученьях замечены военнослужащие 387-го батальона 11-й бригады военной полиции (Калифорния – бригада, Аризона – батальон) под командованием капитана Кейлба Доули (Caleb Doyle), 411-го инженерно-саперного батальона СВ США. Американская сторона воспринимает «Хан Квест» не просто как многонациональные, а многокомпонентные ученья сухопутных войск.

Многокомпонентность в этом случае подразумевает координацию действий с другими войсками. В частности, 8-е Командование тылового обеспечения ТВД на монгольской земле отработало вопросы взаимодействия с подразделениями Национальной гвардии (Аляска) и войсками Резерва из Аризоны и Род-Айленда.

Не обошлось и без «мягкой силы» – американские военнослужащие дали рок-концерт на площади в Улан-Баторе, а всей культурно-массовой работой с военными занималось 8-е Командование ТО ТВД.

В рамках учений монгольские войска, помимо традиционных мероприятий, поучаствовали в эвакуации личного состава и раненых на вертолетах. По сообщениям нескольких источников, подобная операция стала первой в истории современных монгольских ВВС.

Одной из машин управлял лейтенант Берхембаяр Баярбат. Примечательно, что офицер в интервью продемонстрировал отличные знания английского языка. С весеннего призыва 2024 года английский стал обязательным к изучению в монгольской армии – соответствующий приказ отдал министр обороны. На эти цели предполагается выделять 2,3 млн долларов США ежегодно.

В монгольском бюджете на 2024 год выделялось 15 млн долларов США на взаимодействие с западными военными. Некоторые источники одной из причин такой щедрости считают изменения в программе боевой подготовки монгольских войск. Существуют предположения, что она будет строиться по образцу стран НАТО. 

Помимо «Хан Квеста» в мае 2024 года состоялись многонациональные ученья «Гобийский волк», в Чойбалсане. Их проводило монгольское министерство чрезвычайных ситуаций во взаимодействии с USPACOM.

На маневры прибыли военные из Австралии, Бангладеш, Вьетнама, Канады, Индии, Мальдив, Непала, США, Таиланда, Филиппин, Франции, Шри-Ланки, Южной Кореи. Всего принимало участие около 350 человек.

Американская сторона особо отметила возможность отработать действия войск в степной местности. Монгольский суровый климат мало отличается от Бурятии, Забайкалья или Якутии. По этой причине командование американских войск высоко ценит возможность подготовить армию к боевым действиям в сложных условиях.

Об этом же говорил полковник Бен Доули, руководивший занятиями американских и монгольских военных врачей. Совместное мероприятие прошло с 17 по 20 сентября в расположении медицинской группы 168-го авиакрыла (Аляска).

Помимо подразделений 168-го, участвовали военные 176-го авиакрыла (Аляска). Представители обеих стран обменивались опытом в оказании медицинской помощи, американцы рассказывали о передовых методах, обучали обращению с оружием, его техническому обслуживанию, азам кибербезопасности.

В сентябре американские инженерные войска, дислоцирующиеся на Аляске, в Тосонцэнгэле (Завхан/Дзабханский аймак) завершили двухлетний инфраструктурный проект. Сомону (административная единица в Монголии) передали детский сад на 200 воспитанников. Прежнее учреждение могло вместить только 50 человек. На открытии присутствовали представители атташата. Они не скрывали, что строительство детсада служит улучшению имиджа ВС США в Монголии.

Итоги

Таким образом, Монголия в течение 2024 года достаточно активно сотрудничала в военной сфере с Россией, Китаем и странами коллективного Запада – «третьим соседом». Прошел ряд крупных совместных учений: монголо-китайские «Талын Тунш», российско-монгольские «Селенга» и многонациональные «Хан Квест» под эгидой Тихоокеанского Командования ВС США.

Помимо учений, «третий сосед» в лице Японии и Республики Корея, предположительно, совершенствует системы разведки и способствует развитию беспилотных технологий. Строительство радаров Mitsubishi FPS-3 может открыть странам запада доступ к сведениям относительно воздушной и другой обстановки в глубине российской территории.

Монголия остается одной из крупнейших участников в ОПМ. Страны Запада работают с монгольскими военными по линии ООН, насаждая на семинарах и учениях свои ценности. Американцы проводят мероприятия по обмену опытом с монгольскими коллегами, а также формируют среди местного населения положительный образ американского военного присутствия.

Вероятный противник особо отмечает возможность тренироваться в сложных климатических условиях, походящие на российские. Россия, в свою очередь, помимо проведения традиционных учений «Селенга», восстанавливает военный аэродром Налайх. На нем может разместиться авиаполк, включенный в ПВО монгольской столицы. Примечательно, что Запад активнее России взаимодействует с периферией и делает ставку на «мягкую силу» как во взаимодействии с народом, так и с военными. 

Добавить комментарий

Важные материалы

Гиены выбирают вожака: основные кандидаты в президенты Польши

Президентские выборы в Польше в 2025 году называют «решающим моментом» для политического будущего страны. Они определят основное направление риторики —...

«Секрет Полишинеля»: как «раскрыли тайну» финансирования журналистов OCCRP

Никогда такого не было и вот опять: одни журналисты обвинили других в продажности и ангажированности. Оказалось, что всемирно известная ассоциация...

Борьба за Рейхстаг: кто станет новым канцлером ФРГ

Политический кризис в Германии достиг верхней точки, в результате чего Бундестаг 16 декабря вынес вотум недоверия канцлеру Олафу Шольцу и...

Как Запад дискредитирует арктические проекты РФ

Последнее время Арктика всё чаще так или иначе попадает в новостную повестку: активность в этой части света по своей интенсивности...

О санкционном давлении Британии против танкеров и газовозов РФ

17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,...

Духовное управление: зачем Британии российские мусульмане?

Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...

Как английский язык внедряется в монгольское образование

В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...

Защищая террористов и нелегалов: чем занимается центр «Сова» в РФ на деньги британской короны

Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...

Как Запад регулирует миграцию из Средней Азии в Россию

В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...

Что объединяет журналистку «Коммерсанта» и представителей Ми-6? 

Продолжая цикл статей об открывшихся подробностях взаимодействия представителей британской разведки с российскими журналистами и оппозиционерами, мы решили обратить внимание на...