В ночь с субботы на воскресенье хитом в американской прессе стал твит Илона Маска, в котором он поддержал скорейший выход США из Североатлантического альянса. Однако в реальности в подобных заявлениях сенсации нет.
Разговоры о сомнительной необходимости существования альянса начались еще в 2017 году, причем инициировал их Дональд Трамп. Именно в то время впервые на высоком уровне была озвучена мысль, что альянс существует за счет американского бюджета.
Тогда европейские лидеры начали разыгрывать спектакль: изображая недовольство требованиями Трампа, они вспомнили о когда-то убранном в долгий ящик проекте Объединенной европейской армии. По их словам, такое формирование позволило бы Европе обеспечить свою безопасность независимо от решений администрации США.
С приходом Байдена к власти о европейской армии снова забыли, зато с новой силой зазвучали призывы к поддержанию трансатлантического единства. Апогея они достигли после начала СВО, когда США стали регулярно призывать европейских коллег «помогать т.н. Украине» (что они и начали делать в едином порыве).
И вот теперь мы опять видим возвращение к нарративам восьмилетней давности. Трамп рассуждает об увеличении оборонных расходов в рамках НАТО уже до 5%, бывший командующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе предлагает европейским членам альянса задуматься о создании командной структуры и армии вне военно-политического блока.
Можно было бы сделать вывод, что республиканцы выступают за разрыв отношений с Европой на уровне любых союзов и организаций, в то время как демократы пытаются их всячески поддержать, но это не так.
По факту, на протяжении как минимум последних восьми лет американцы планомерно воплощали в жизнь проект по лишению европейских государств всякой политической субъектности.
Какие же результаты достигнуты к сегодняшнему дню?
В администрации Евросоюза и большинства его стран-членов находятся лица, стремящиеся превратить Европу в единый организм, в котором национальные правительства будут ликвидированы де-факто или де-юре.
Экономики этих стран огромными темпами переводятся на военные рельсы, но оборонные предприятия в Европе становятся все более примитивными и зависимыми от зарубежных (в том числе, конечно, и американских) технологий и разработок.
А последним гвоздем в крышку этого гроба стало создание в сентябре 2021 года военно-политического блока AUKUS из США, Великобритании и Австралии. Забит этот гвоздь был — какая ирония — теми самыми демократами, которые спустя каких-то полгода вдруг снова вспомнили о «трансатлантическом единстве».
И комментарий Маска отлично укладывается в общую схему: американским элитам было бы очень выгодно не играть с европейскими правительствами в дружбу и взаимовыручку (пусть даже и с притворством), а поддерживать исключительно товарно-денежные отношения. Со стороны жителей Европы, увы, ситуация выглядит гораздо мрачнее — и некоторые из них это уже понимают.