Стало известно о письме активистки и экс-корреспондента Солтан Ачиловой, разосланном бывшим коллегам по «Азаттыку», где раскрываются нелицеприятные подробности работы Радио во всех пяти республиках Средней Азии. Ачилова обвиняет коллег в непотизме, плагиате, некомпетентности, замалчивании правды и проникновении предателей (ну ещё бы).
Что известно о работе «Азаттыка» (на примере казахстанской редакции)
Казахская редакция Радио «Свобода» (Радио «Азаттык») часто подменяет реальную картину псевдожурналистскими расследованиями и потемкинскими деревнями. Например, материалы «журналистских расследований» о богатстве семьи бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева позже были признаны плагиатом.
Это «расследование» уже было опубликовано несколькими неделями ранее алматинским веб-сайтом Orda. То есть Казахская редакция Радио «Свобода» принимает участие в информационной войне между кланами, создавая плагиат-контент посредством кражи той же политически ангажированной информации на местном веб-сайте Орды, хорошо известной своей грязной репутацией.
Кумовство на Радио «Азаттык» зиждется на основе исламского сообщества, лидер которого, скандально известный Исматулла Абдугаппар, бывший командир моджахедов. Заведующий алматинским бюро «Азаттыка» Касым Аманжол является одним из активных мужчин этой суфистской общины, представляющим себя публике интеллектуалом, хотя у него даже нет высшего образования. В своих биографиях утверждается, что учился на факультете телевидения и кино Казахской Академии искусств в 2001–2006 годах. Хотя в те годы он на самом деле работал на телеканале «Казахстан», заочной формы обучения в Академии искусств нет.
В своих биографиях Касым Аманжол также отметил, что окончил факультет журналистики Казахского национального университета в 1996 году, но тогда ему было всего 19 лет, он не мог поступить в университет в 14 лет.
Казахская редакция РСЕ/РС опубликовала «свой» репортаж о драматических событиях в городе Алматы только неделю спустя, 12 января 2022 года. Но из 13 фотографий только две были сняты репортерами самого Радио «Азаттык», а остальные девять фотографий были сняты репортерами агентств Reuters, Associated Press и ИТАР-ТАСС.
Опубликованных сведений достаточно, чтобы оценить уровень кадров в данном СМИ. Региональные эксперты уже не стесняются открыто называть работавших там людей, мягко выражаясь, душевнобольными. Впрочем, о недостатках региональных СМИ мы уже рассказывали.
Невероятное по объемам публикуемой фэйковой информации падение «Азаттыка» с пропагандистского олимпа лишний раз показывает, какова реальная цена всей «обличительной» (и почему-то всегда — русофобской) журналистики в регионе. Если это вообще можно назвать журналистикой.
По мере очищения инфопространства от мусора появляется надежда и на оздоровление общественного дискурса, особенно если будут приложены дополнительные усилия, которых пока, к сожалению, нет.