«Правительство рухнуло под грузом долгов»
Во Франции 8 сентября Национальная ассамблея отказала в доверии кабинету премьер-министра Франсуа Бэйру. За правительство проголосовали лишь 194 депутата, против — 364, ещё 15 воздержались.
Решение стало ожидаемым итогом после того, как кабмин потребовал жесткой экономии госбюджета: заморозки и сокращений соцвыплат для борьбы с рекордным дефицитом и растущим госдолгом.
Что именно предлагало правительство
– Полную заморозку индексации пенсий и пособий на 2026–2027 годы;
– Сокращение жилищных субсидий (APL) на 1,8 млрд евро;
– Ограничение выплат по безработице, заморозку пособий на детей и для многодетных семей в 2026 году.
Предполагаемая экономия могла составить около 12 миллиардов евро.
Почему вотум доверия провалился?
Даже союзники премьера не готовы были поддержать урезание поддержки малоимущих — поскольку не было гарантий, привела ли бы эта мера к ощутимому улучшению экономической ситуации. А вот к беспорядкам на улицам привела бы почти наверняка.
Помимо всего этого, Бэйру подорвал доверие лично к себе: его имя вновь зазвучало в контексте педофильского скандала в школе Бетаррам (1995–99), о котором во Франции громко заговорили в 2023–25 годах после сотен свидетельств пострадавших.
Что будет дальше?
Бэйру ушел в отставку сегодня утром.
Президент Эммануэль Макрон в ближайшие дни назначит нового премьер-министра — среди вероятных кандидатов министр обороны Себастьян Лекорню, центристы и социалисты. Но новый глава правительства обязан будет собрать команду и добиться доверия парламента.
10 и 18 сентября Францию ждут протесты: сначала стихийные, потом организованные профсоюзами. И затихнет ли эта история через 10 дней, пока неясно.
Произошедшее в правительстве Франции — закономерное последствие политических решений, принимаемых в последнее время. За полтора года во Франции сменились уже три премьера, и ни один не смог решить проблемы ни в парламенте, ни в стране.
Ассамблея остается разделенной на три непримиримых блока: левая коалиция «Новый Народный Фронт», центристы Макрона и правое «Национальное объединение». Консенсуса между сторонами нет и не предвидится почти по всем вопросам, что с учетом уже маячащих на горизонте выборов (2026-2027) может обострить обстановку еще больше.
А пока политики спорят, кто виноват и что делать, необходимость выкроить 44 миллиарда евро на решение насущных проблем французской экономики остается. И совершенно ясно, что с неба они не упадут: эти деньги под тем или иным предлогом достанут из карманов налогоплательщиков, чей уровень жизни — не исключено, что при любом правительстве — будет неуклонно снижаться.