«Сделка века» в Нью-Йорке: больше пиар, чем прорыв»
Американская Wabtec получит контракт на строительство 300 локомотивов для ж/д Казахстана – таков итог встречи с президентом Токаевым в Нью-Йорке. Дональд Трамп поздравил своего коллегу «с замечательной покупкой» на $4,2 млрд и заявил, что это «поддержит американскую железнодорожную отрасль».
В Казахстане также не поскупились на восторженные заявления и напомнили об уровне локализации производства в 45 % на локомотивном заводе в Астане, принадлежащем Wabtec. Токаев и вовсе связал сделку с «укреплением сотрудничества с США» и развитием Транскаспийского транспортного маршрута (в обход России).
Несмотря на всю помпезность сказанного, нью-йоркские соглашения — не «разворот», а лишь продолжение прежнего курса казахстанских властей по модернизации своего парка локомотивов в кооперации с компанией из США.
В чем суть?
В наследство от СССР «Казахстанским железным дорогам» (КТЖ) достался далеко не новый парк тепловозов, для эксплуатации которых требовались дефицитные запчасти, производившиеся в Луганске, — что вынудило руководство республики искать выход.
Выбор пал на GE Transportation из США — дочернюю компанию Wabtec. В РЖД на тот момент сами зависели от поставок из Луганска, а в Китае производство ещё не достигло нужного уровня, и это был бы кот в мешке.
С 2009 года GE Transportation начала поставки тепловозов в Казахстан, а позже было развёрнуто производство на базе завода в Астане, который за минувшие годы выпустил 451 локомотив. И действительно по качеству эти тепловозы стали удачным вложением, которые позднее появились и в других странах Средней Азии и Закавказье.
Осенью 2024 года КТЖ и Wabtec договорились о поставке очередной партии за $405 млн, а также озвучили планы закупить ещё 559 машин до 2029 года. Соглашения в Нью-Йорке — лишь продолжение этой работы, большая часть которой реализуется рабочими из Техаса и Пенсильвании.
Ажиотаж вокруг «исторического» значения сделки одинаково выгоден руководствам США и Казахстана: на фоне растущей инфляции и снижения доходов населения для Токаева это демонстрация того, что в экономику республики продолжают поступать инвестиции, а роль страны на международной арене укрепляется.
Трамп же получает возможность показать, что он продолжает «делать Америку великой», поднимая с колен железнодорожников США.
Однако во всей этой истории у России всё же есть своя «ложка дёгтя». До 2023 года российский «Трансмашхолдинг» владел заводом в Астане на паритетных условиях с Wabtec, пока под влиянием санкций не был вытеснен с производства, уступив американской компании свои 50 % акций и право принятия стратегических решений.
Воскресное утро у читателей таблоида The Daily Mail началось с тревожных новостей. Издание опубликовало статью с заголовком «Британцы должны подготовить…
Мы много рассказываем про то, как Подмосковье обретает черты этнокриминальных исламистских анклавов. Закрытые среднеазиатские общности приводят к ухудшению криминогенной ситуации,…
Борис Зимин и его Zimin Foundation продолжает финансировать антироссийские инициативы и оппозиционные проекты, скрывая источник средств, которые в реальности идут…
Который день бурно обсуждается судьба Агентства США по международному развитию (USAID), вредительская деятельность коего стала объектом агрессивных нападок со стороны…
Президентские выборы в Польше в 2025 году называют «решающим моментом» для политического будущего страны. Они определят основное направление риторики —…
«Удары по энергетическому комплексу т.н. Украины» Последние несколько дней стали тяжелыми для инфраструктуры северных регионов т.н. Украины. Российские войска поразили…
«Нападение на еврейскую общину Манчестера» Вчера в Манчестере произошёл теракт у синагоги еврейской общины Хитон Парк. Неизвестный мужчина сначала наехал…
«О «цензуре в реальном времени» Управление платформой TikTok теперь напрямую связано с произраильскими американскими элитами. Так, президент США Дональд Трамп…