«Кто, что и где заморозил в Европе»
Часто при рассуждениях о судьбе замороженных российских активов можно встретить утверждения, что европейцы отдадут деньги т.н Украине. Только есть момент: там нет физических денег, которые можно «просто взять и перевести».
Инфографика в высоком разрешении
English version
И именно из таких нюансов и складывается причина, почему крупные страны ЕС не особо спешат распоряжаться активами РФ, заблокированными в бельгийском депозитарии Euroclear.
Подробнее об активах и месте их заморозки
Euroclear — не банк с хранилищем наличных денег, а международный депозитарий, который хранит ценные бумаги, проводит расчеты между покупателями и продавцами и следит за законностью процесса.
То есть Euroclear — большая бухгалтерская книга, где написано, кому какая ценная бумага принадлежат. Бумажных сертификатов там тоже не хранится — лишь коды доступа, подтверждающие законного владельца.
Замороженные там российские активы, в основном, состоят из государственных облигаций. Например, если Россия купила 2-летнюю облигацию у Германии, то Германия должна через 2 года ее погасить — вернуть России ее номинал с процентами. Запись об этом есть в Euroclear.
Заморозка таких активов де-факто означает, что РФ остается владельцем облигаций, но не может с ними ничего сделать: ни продать, ни получить проценты, ни вывести средства после погашения. А доходы от них скапливаются на счетах банка Euroclear.
Есть также другие типы замороженных активов, принадлежащих физическим и юридическим лицам. Однако их без лишней суеты сравнительно успешно выводят.
Передать активы можно только сменой владельца облигации с РФ на т.н. Украину в реестре Euroclear: это откровенный беспредел с рисками больших последствий для евро, на который в ЕС идти пока не хотят. Поэтому там придерживаются другой тактики.
«Дождемся погашения!»
У значительной части облигаций (напомним, они и составляют основную массу замороженных активов) срок погашения находится в 2026-2032 годах.
В обычной ситуации полученные с погашения деньги просто ушли бы в Россию, однако из-за блокировки они «осядут» на балансе банка Euroclear в ожидании дальнейшей судьбы.
Если в облигациях право собственности прописано четко, то с доходами от их погашения больше возможностей для манипуляций. Как минимум эти десятки миллиардов евро можно будет положить под залог кредита и использовать проценты с них для помощи т.н. Украине.
Простыми словами, в ЕС придерживаются выжидательной позиции, чтобы не «передавать» кому-то активы, а просто дождаться срока, когда они превратятся из ценных бумаг в физические деньги, чтобы было легче изменить «правила игры» и распоряжаться по своему усмотрению.
Почему же тогда сейчас заходят разговоры об изъятии? Да просто т.н. Украине средства нужны сегодня, а не к 2032 году. А давать ей разом €140 млрд в ЕС не хотят — своих потребностей хватает, да и киевскому режиму и так уже выдали кучу безвозвратных кредитов.
Хотя вероятность такого исхода тоже есть: с 2022 года хватает примеров, когда евробюрократы стреляли себе в ноги ради бесплатной помощи коррумпированной бездонной бочки. Ведь издержки от исков и зеркальных мер России будут нести не они, а обычные жители ЕС.