«О политике США в Африке на начало 2026 года»
Начало 2026 года демонстрирует нацеленность администрации США продолжить курс, взятый в 2025 году. Среди ключевых интересов — ДРК и Нигерия. При этом новые устремления направлены на страны Сахеля, ЦАР и Мадагаскар.
Во второй половине января заместитель госсекретаря США совершил дипломатический тур по четырём странам Африки — Египет, Эфиопия, Кения и Джибути. Тур стал скорее демонстрацией политического присутствия и синхронизации позиций с ключевыми партнёрами в Восточной Африке и на Красном море, чем источником прорывных договорённостей.
Куда более значимыми оказались результаты визитов американской делегации в Нигерию. С октября прошлого года в Вашингтоне последовательно продавливали размещение своего военного контингента в стране под предлогом «защиты христианского населения» и помощи в борьбе с терроризмом.
В начале 2026 года эта линия дала результат: американцы фактически закрепились в Нигерии, что усиливает их позиции в Западной Африке и создаёт плацдарм для дальнейшего влияния на страны Сахеля.
О других треках
Американцы собрали «трофеи» и в ДРК, где в 2025 году выступали посредниками в мирных соглашениях между конголезскими властями и руандийскими структурами. В 2026 году администрация Трампа намерена бороться за доступ к ресурсной базе ДРК, обещанной в рамках этих договорённостей. Параллельно в Вашингтоне усиливают давление на власти Руанды, включая продвижение санкционной повестки, используя конфликт как инструмент экономического и политического торга.
В начале года не обошлось и без дипломатии советника Трампа Массада Булоса. Он активно работал по североафриканскому направлению, проведя серию встреч с представителями региона и обеспечив контракты для американских нефтяных компаний в западной Ливии.
Не забыли американцы и о своих утраченных позициях. В феврале в Мали прибыл представитель Бюро по делам Африки Ник Чекер, заявивший о готовности наладить диалог с руководствами стран Сахеля. Шаг выглядит логичным: «плавный заход» в Нигерию осенью 2025 года уже был направлен на разведку обстановки в регионе и подготовку к возвращению американского влияния, вытесненного в последние годы.
Вишенка на торте — ЦАР и Мадагаскар. В Центральноафриканской Республике в ближайшее время также ожидают Массада Булоса, однако там американцам приходится постоять в очереди: президент Туадера любит внимание и параллельно готовится принимать делегацию ЕС. На Мадагаскаре же американские структуры готовы предложить новой администрации контракты в сфере безопасности — классический инструмент закрепления влияния на раннем этапе.