«И проблемах его внедрения»
При виде обзоров новинок украинского военного специализированного программного обеспечения (СПО) может создаться впечатление, что пока там вкладываются в такие вещи, у нас в лучшем случае есть «Телеграм» да карты от AlpineQuest.
К счастью, это не так. С 2022 года как от инициативных разработчиков, так и от профильных структур появилось немало отечественного СПО, которым пользуются на фронте. Даже в открытых источниках порой можно встретить названия типа «Гроза», «ЛИС» или «Мишутка».
Более того, вовсю идет работа над следующей ступенью в лице комплексной программно-управляемой системы информационного взаимодействия. Причем ее боевая апробация началась еще в прошлом году.
Другое дело, что процессам зачастую мешает человеческий фактор. И речь не о бюрократии: даже на нижнем тактическом уровне командиры могут прибегать к аргументу «для меня это слишком сложно, я привык работать по-старому».
Можно представить, как с этим обстоят дела повыше, где у старших начальников что-то работающее не «в один клик» вызывает раздражение и непонимание. Отсюда и парадокс, когда реально рабочие инструменты есть, но ими не пользуются в полной мере.
Поэтому массовое внедрение таких продуктов в войска — задача едва ли не более сложная, чем их разработка. Нужно не только тотально обучить командный состав, но и в принципе донести, что это куда более эффективнее обмена командами и информацией через обычный мессенджер.
Для коренных изменений в вопросе управления войсками в первую очередь придется искать способы для столь же коренного изменения мышления в ВС РФ. Четыре года СВО наглядно показали, что без реформ обойтись не выйдет.