В Варшаве утверждают, что соглашение было подписано под давлением СССР и касалось только уже не существующих Германской Демократической Республики и Польской Народной Республики, которая, по версии местных аналитиков, не являлась суверенным государством.
В Берлине неоднократно напоминали Варшаве, что поляки в 1953 году подписали отказ от репараций. И вообще: в рамках сообщества ЕС немцы отчисляют денег больше всего, а их получателем является в том числе и Польша.
После публикации отчёта с претензиями к Германии на 1,3 трлн долларов, поляки заявили: бумажки-то, от 1953 года нет нигде. Польские власти указали, что в правительстве проанализировали все аргументы немецкой стороны, и не было найдено постановления правительства относительно решения Польши отказаться от возмещения убытков.
Кроме того, в соответствии с Конституцией Польши, принятой в 1952 году, тогдашний Совет министров «не был уполномочен принимать такое постановление». Его мог принять либо Государственный совет, либо Сейм, но ни один из двух институтов не издавал такого документ. И это является ещё одним доказательством того, что поляки не отказались от военных репараций.
Единственным доказательством (по версии Варшавы) того, что отказ имел место, является статья в коммунистической ежедневной газете Trybuna Ludu, опубликованная 24 августа 1953 года.
Санкции против РФ и конфискация российских активов на Западе поставили немецкие власти в шаткое положение и создали прецедент, позволяющий полякам нарушать более ранние договоренности.
В странах Западной Европы существует мнение, что США, пользуясь украинским конфликтом, стремительно накачивают Польшу оружием и пестуют реваншистские настроения с целью ослабить Германию и лишить ЕС остатков независимости.
Именно ФРГ и её промышленный сектор стали одними из главных жертв санкций против России. Былое нежелание Берлина присоединяться к ограничениям на поставки энергоресурсов из РФ показали своеобразные пределы немцев.
Во Франции или Германии Россию рассматривали как актора, с которым необходимо иметь дело в рамках европейского порядка. А сейчас эта позиция, прежде всего под влиянием США и Великобритании, всячески маргинализируется и приравнивается к антиевропейской. При этом именно Польша продвигает агрессивную политику «предотвращения угрозы» и «стратегического сдерживания России».
Эта стратегия может стать для польского правительства «жилетом смертника»: поскольку в случае обострения конфликта Польшу и Прибалтику принесут в жертву вслед за Украиной, если оттуда будет исходить угроза существованию России.