«О текущем состоянии коридора «Север-Юг»
Евразийская интеграция продолжает быть актуальным вопросом во внешней политике Ирана, о чем говорит недавние совместные заявления с представителями Узбекистана. Министр дорог Ирана заявил о приоритетности введения в эксплуатацию коридора «Север-Юг».
Карта в высоком разрешении
English version
В чем потенциал маршрута?
Развитие маршрута привлекает инвестиции в транспортную, промышленную и складскую инфраструктуру.
Грузопоток всего коридора потенциально составит 60–100 млн тонн в год при полной эксплуатации.
Сокращение времени доставки по маршруту от Персидского залива до России до 20 дней вместо 40–45 дней через Суэцкий пролив.
Главная недостающая деталь маршрута — железная дорога между городами Решт и Астара в северном Иране. Иранская сторона планирует до конца года завершить выкуп земель под трассу, российская сторона уже начала инженерно-техническое изучение. Однако, чтобы маршрут заработал в полную силу, нужно решить множество проблем.
В чем состоят трудности?
Железнодорожный участок Решт-Астара длиной около 162–170 км.
Разная ширина колеи. В России и Азербайджане используется колея 1520 мм, а в Иране 1435 мм, из-за чего на границе требуется смена колесных пар.
Отсутствует единая система отслеживания грузов и «единого окна» на границах.
Участок Решт-Астара оценивается примерно в €1,6 млрд, из которых €1,3 млрд Россия готова предоставить как межправительственный кредит.
Санкционная изоляция. Иран и Россия находятся под санкциями, что усложняет импорт техники, программного обеспечения, систем управления.
Региональная конкуренция. Азербайджан, Турция и Грузия активно развивают альтернативные маршруты, например Срединный коридор через Каспий и Турцию.
Сегодня коридор «Север-Юг» работает частично: готово приблизительно 60–75% физической части маршрута. Остаются нерешенные проблемы в вопросах логистики, таможни, санкционного давления.
Однако потенциал маршрута огромен, и он может усилить политическую и экономическую интеграцию на Евразийском пространстве.
До полностью функционирующего маршрута ещё предстоит несколько лет активной работы — стройка, согласование процедур и создание удобных логистических цепочек.