ru
Назад

Что происходит с российскими СПГ-проектами на фоне санкций?

Rybar | Добавить в избранное

На днях появилась новость о том, что российская компания НОВАТЭК на фоне санкционных ограничений решила пересмотреть планы по строительству своих перспективных крупнотоннажных СПГ-проектов в Мурманске и Сабетте.

Решение стало вполне ожидаемой реакцией на беспрецедентное давление и попытки США задушить газовую отрасль в России. О целях и задачах этой политики мы уже подробно рассказывали ранее.

В текущей ситуации давление осуществляется по двум направлениям

  1. Наши англосаксонские оппоненты работают над введением ограничений для европейских вассалов на покупку российского СПГ.
  2. Второй вектор давления направлен против средств доставки СПГ. Заказанные «Новатеком» в Корее суда-газовозы пока остаются на верфях. Корейские производители используют формальные предлоги, как например отсутствие достаточного количества рабочей силы, для того чтобы не выполнять обязательства по контрактам. Формально их действия не являются прямым выполнением требований Вашингтона и Лондона. Но по факту они соблюдают санкционные ограничения.

Чем опасна нынешняя ситуация и как к этому следует адаптироваться рассказываем в нашей новой статье.

Ситуация с производством СПГ в северных регионах РФ

Производство СПГ изначально планировалось как комплексный проект, блоками которого являются завод по производству СПГ платформ в Мурманске, Арктик СПГ, Арктик-СПГ2, Мурманский и Обский СПГ, а также ряд инфраструктурных проектов и предприятий.

Санкции не только ограничили возможности по экспорту газа с Арктик-СПГ2, но и вносят коррективы в реализацию проектов Мурманский СПГ и Обский СПГ.

Для реализации проекта Мурманский СПГ планировалось построить газопровод, потенциальным покупателем которого в перспективе мог бы стать «Газпром».

Для обеспечения проекта энергией планировалось задействовать Кольскую АЭС. Реализация проекта в изначальном виде дала бы мощный импульс для развития не только экспорта СПГ, но и для экономики региона.

Сейчас даже для продолжения экспорта с Арктик СПГ2 приходится задействовать теневой флот. Это сильно ограничивает объемы поставок и ставит под вопрос целесообразность реализации следующих проектов.

В текущих условиях необходимо представить решение, которое позволит использовать то же сырье (природный газ) для производства другой продукции, также востребованной на мировом рынке но доступной для транспортировки другими судами. Это можно сделать на базе Обского СПГ в связке с Обским газохимическим комплексом.

Ранее этот проект планировалось задействовать также для производства аммиака и водорода. Но мировой спрос на водород пока не очень большой и не стабильный. А развивать проект подобной мощности только под экспорт аммиака не очень рентабельно.

Поэтому сейчас рассматривается  производство карбамида и аммиака. Причем образующийся в процессе производства CO2 планируется закачивать в пласт. Это сделает продукцию соответствующей экологическим ограничениям.

Карбамид,  один из видов удобрений – это сыпучий груз, который относительно несложно доставить в Азию на обычных судах по Севморпути. Минеральные удобрения не подпадают под санкции, что позволит продавать их в страны Юго-восточной Азии и Латинской Америки.

Ситуация с производством газовозов для СПГ

Подрывы Северных потоков показали стратегическую уязвимость газопроводов, что привело к росту спроса на СПГ. Как следствие, резко увеличился объем заказов на СПГ газовозы. Традиционно на этом рынке доминировали верфи Южной Кореи и Японии, которые просто оказались не готовы к такому объему заказов.

Сейчас свою долю растущего рынка производства специализированных судов для перевозки СПГ постепенно забирают китайские компании. На сегодня активный флот СПГ газовозов состоит из 478 судов производства Кореи, 103 судов производства Японии и 37 судов производства Китая.

Но гораздо важнее динамика будущих заказов. У корейских верфей сейчас 268 газовозов в работе, в то время как портфель заказов китайских производителей составляет 78 единиц, или 22,5% мирового объема заказов. Причем это происходит на фоне захвата китайскими производителями рынка контейнеровозов.

Естественно такое положение вещей не устраивает как страховые и судоходные компании англосаксонского контура, так и администрацию США. Панос Митроу, директор газового бизнеса в Lloyd’s Register, одном из классификационных обществ, регулирующих строительство судов по всему миру, признает, что спрос превышает возможности корейских верфей.

В качестве инструмента давления на китайских производителей предполагается использовать контроль качества. Со стороны банков, финансирующих строительство судов, судоходных и страховых компаний сейчас существует огромный спрос на команды по надзору. Это обусловлено тем, что у китайских верфей нет большого опыта строительства СПГ-судов.

На сегодня проверку качества производства прошла одна из крупнейших китайских верфей Hudong-Zhongua. Проверка остальных китайских верфей еще ведется в том числе по инициативе Стивена Фьюстера, главы отдела финансирования судоходства в голландском банке ING, который финансирует судостроительные сделки, на китайских верфях.

Какие перспективы?

Рынок энергоносителей остается одним из самых перспективных, что и обуславливает столь жесткое противостояние конкурирующих производителей и поставщиков. «Зеленая повестка», по признанию крупнейших мировых инвестфондов – лишь инструмент подавления экономики государств, утративших суверенитет. Поэтому спрос на энергоносители останется стабильно высоким, а противостояние на рынке энергии будет обостряться.

Компании англосаксонского контура будут стремиться к монополизации этого рынка. Контроль энергии, наряду с контролем продовольствия позволяет напрямую контролировать большую часть государств, лишенных либо одного либо другого. Сейчас речь идет не просто о доле рынка, а о политическом влиянии.

Энергетическая безопасность сегодня – это проявление государственного суверенитета. Для предприятий ТЭК РФ развитие проектов, связанных с производством поставками энергоносителей, является абсолютным приоритетом. Санкции против Арктик-СПГ2, Мурманского СПГ и Обского СПГ можно преодолеть за счет диверсификации экспортных продуктов и за счет использования СПГ-судов из юрисдикций вне англосаксонского контура влияния.

В текущих условиях успехи китайских судостроителей внушают осторожный оптимизм. Но нужно учитывать, что производство СПГ-судов достаточно долгий процесс, а также тот факт что санкции США и Британии могут быть легко применены в отношении китайских верфей и судовладельцев.

Борьба за энергетические рынки сейчас выходит на новый уровень, Россия, в новой мировой энергетической конфигурации, остается одним из немногих независимых поставщиков. И успехи отечественных энергетический предприятий будут зависеть от правильного понимания ситуации и грамотного распределения доступных ресурсов.

Добавить комментарий

Важные материалы

Как английский язык внедряется в монгольское образование

В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...

Защищая террористов и нелегалов: чем занимается центр «Сова» в РФ на деньги британской короны

Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...

Как Запад регулирует миграцию из Средней Азии в Россию

В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...

Что объединяет журналистку «Коммерсанта» и представителей Ми-6? 

Продолжая цикл статей об открывшихся подробностях взаимодействия представителей британской разведки с российскими журналистами и оппозиционерами, мы решили обратить внимание на...

Как российские НКО лоббировали миграцию на деньги МИД Великобритании

Некоторое время назад стало известно, что из Москвы выслали шестерых сотрудников политотдела посольства Великобритании — в их действиях нашли признаки...

Куда движется экономика Турции?

Сложная ситуация в турецкой экономике подталкивает руководство страны к принятию непопулярных мер. Напомним сейчас учётная ставка ЦБ Турции 50%, а...

К чему готовится казахстанская армия?

В последнее время в Казахстане активно ведутся военные приготовления. В начале года планировался призыв 39 180 казахстанцев, сейчас цифру хотят...

В чём причины падения на фондовых и крипто- рынках?

Масштабное падение котировок сейчас идет практически на всех фондовых рынках и естественно спекуляции на эту тему неизбежны. Часто это общие...

Референдум о «независимости»: как Запад получил контроль над судебной системой Сербии?

Два года назад в Сербии были приняты конституционные изменения с целью реформирования судебной системы страны. Общественности их представили как еще...

Кто и зачем развивает рынок наркотических веществ в США?

В рамках кампании по легализации наркотиков в англосаксонском контуре, развитие рынка психоактивных веществ сейчас ведет к созданию одной из крупнейших...