Станет ли Румыния новым хабом Восточной Европы
На неделе стало известно, что в Румынии ускоренными темпами строят дорогу от украинской границы до порта Констанца в обход Польши, Венгрии и Словакии. Строительство трассы проходит в авральном режиме: около 3000 рабочих и сотни транспортных средств работают 24 часа в сутки, семь дней в неделю.
Кроме того, в Румынии, Болгарии и Греции работают над проектом, который призван соединить Чёрное море со Средиземным. Автомагистраль Констанца–Александруполис, пересекающая территорию Болгарии, должна быть готова в течение пяти лет. В будущем она также может быть использована для улучшения связи между военными базами США на Балканах. В случае расширения инициативы до украинской границы магистраль будет способна обеспечить выход сельскохозяйственной продукции из Украины к румынским и греческим портам.
Румынские власти заявили, что экспорт украинских товаров через их страну уже вырос на 50%, а поляки таким образом рискуют потерять статус крупнейшего транзитного пункта т.н. Украины. Хотя сейчас занять место поляков, прямо скажем, нетрудно: все крупные пункты пропуска с Польшей остаются заблокированными, работает только Медыка-Шегини, который имеет низкую пропускную способность.
Другое дело, что таким образом румыны смогут не только участвовать в поставках украинского зерна и другой продукции, но получать и передавать оружие от партнёров из НАТО. И тут важное место займёт порт Александруполис, расположение которого может устранить проблемные места в логистике на восток. Порт глубоководный плюс разгружаться можно непосредственно на железнодорожные линии, проходящие через Болгарию и Румынию, а также на север до Польши. Кроме того, развитая вокруг инфраструктура позволяет избегать дополнительных проблем в переброске сил на север вплоть до границ т.н. Украины и Молдовы.