На днях в Чанша на Форуме сотрудничества Китай–Африка китайские власти заявили: все 53 африканские страны, установившие дипотношения с КНР, получат право беспошлинного экспорта своей продукции в Поднебесную. Исключение — Эсватини, остающееся единственным африканским союзником Тайваня.
Что за этим последует?
Этот шаг — прямой ответ на тарифную политику Вашингтона. Новая администрация США намерена отказаться от соглашения AGOA, срок действия которого истекает осенью. Именно через него США годами диктовали африканским странам «правила игры» и шантажировали местные власти. Китай же предлагает торговлю без политических условий.
Помимо отмены пошлин, в Пекине пообещали упростить доступ для продукции: меньше таможенных формальностей, слабее карантинный контроль. Особенно это касается наименее развитых стран, которые рискуют проиграть конкуренцию более развитым партнёрам вроде ЮАР или Египта.
От беспошлинного режима выиграют в первую очередь среднеразвитые экономики, имеющие промышленную базу и готовую продукцию: Кения, Египет, Нигерия, Марокко. Именно они, по мнению аналитиков, смогут быстро выйти на китайский рынок и занять ниши.
В Пекине делают ставку на торговый реванш: открывают рынок, чтобы закрепить политическую и экономическую лояльность Африки, в то время как США вводят тарифы и теряют влияние.
Но есть и нюансы
Торговля между Китаем и Африкой остается односторонней: в 2024 году китайский профицит составил $62 млрд. Если африканский экспорт не вырастет кратно, зависимость континента от китайцев лишь усилится.
Промышленные гиганты континента — ЮАР, Египет, Нигерия — получат основную выгоду. В то время как беднейшие страны с сырьевой экономикой вряд ли смогут эффективно конкурировать и нарастить долю на рынке КНР.
Что может предложить Россия?
В отличие от Китая, Россия не располагает столь же обширными финансовыми возможностями. Поэтому наша стратегия должна быть точечной и прагматичной: ставка на обучение, техническую помощь, локализацию производства и совместную переработку ресурсов. Это уже приносит результаты — в том числе в Мали.
Вместо конкуренции с Китаем, компромиссным вариантом может быть встраивание в китайские логистические и инвестиционные схемы, особенно в странах, где китайцы активны экономически, но сдержаны политически. Такое сотрудничество даст российским властям дополнительные точки опоры в Африке — без прямого противостояния с Пекином и без копирования американской модели давления.
Если же упустить этот момент, велик риск, что в «новой Африке» Китай станет кредитором, США — полицейским, а Россия — вежливым наблюдателем со стороны.