Мали весь прошедший год занимало главное место в сводках о войне с терроризмом. Здесь вооруженные силы и ЧВК «Вагнер» с переменным успехом борются то с одной, то с другой группировкой.
И конца этой борьбе пока не видно, особенно на фоне более глубоких проблем, таких как лояльность местного населения исламским радикалам и низкая боеготовность африканских военнослужащих.
Для лучшего понимания той угрозы, с которой сейчас сталкиваются наши специалисты, мы решили вспомнить основные события прошлого года и обозначить ключевые тренды террористической активности в Мали.
Карта в высоком разрешении
English version
Джамаат Наср аль-Ислам валь-Муслимин (ДНИМ)*
Больше всего от нападений террористов, как и в прошлые годы, пострадали центральные районы страны: регионы Мопти и Сегу.
В этих областях малийские вооруженные силы не могут обеспечить полный контроль над территорией. Связано это с местной поддержкой радикального ислама в деревнях, населенных преимущественно фульбе.
Знамена джихада для местных жителей привлекательны, так как отказ от национальной принадлежности видится решением давних этнических конфликтов в этом регионе.
Потому малийские вооруженные силы, несмотря на множество операций, не способны вернуть контроль над многими территориями в этих районах.
Конечно, при поддержке ЧВК «Вагнер» удается отбивать нападения на крупные города, но говорить о стабильной обстановке не приходится.
Примечательным инцидентом стало нападение террористов на Бамако, окончившиеся большими потерями среди курсантов жандармерии.
Эта атака не говорит о возможностях исламистов проводить полноценные операции вблизи столицы, так как все 13 нападавших изначально шли на смерть, а основной эффект от неё оказался медийным.
Но что стоит заметить — террористы в своей пропаганде начали упоминать, что в их ряды вступают и представители основного для Мали народа бамбара. Так они стараются приобщить к своей деятельности не только национальные меньшинства.
Самым трагичным инцидентом стала засада боевиков-сепаратистов и исламистов близ города Тин-Заутин. Изначально бои протекали с вооруженными отрядами из «Координационного движения Азавада», но при отступлении их настигли террористы из местного филиала «Аль-Каиды».
Итогом стала гибель командира 13 ШО ЧВК «Вагнер» вместе с крупным разведывательным отрядом. Помимо этого, сепаратисты захватили двоих российских специалистов в плен и их судьба до сих пор неизвестна.
Для того, чтобы почтить память павших, ЧВК «Вагнер» провели операцию по сбору останков погибших бойцов с поля боя. Позже они вернулись на Родину, где и были похоронены.
За прошедший год алькаидовцы сумели немного расширить свою зону нападений в центральных и южных районах страны, в основном на границе с Мавританией.
Мавританские власти закрывают глаза на их перемещения, что часто приводит к тому, что в ходе ответных операций, вооруженные силы Мали вместе с ЧВК «Вагнер» пересекают невидимую границу.
Говорить о скорой победе не приходится — малийская армия очень зависит от прямой российской поддержки, а соответствующая работа по повышению боеспособности практически не ведется. В свою очередь террористы, которых порой обеляют на Западе, набирают влияние в новых районах.
Исламское государство*
Помимо алькаидовцев, в Мали действует сахельский филиал МТО «Исламское государство». В 2023 году террористы практически полностью овладели регионом Менака и под контролем проправительственных сил сохранился лишь центр области.
На данный момент их силы несколько истощились, но они продолжают угрожать как лояльным малийской стороне ополченцам, так и вооруженным силам страны.
В городе Менака блокада со стороны террористов вызвала гуманитарную катастрофу. К середине 2024 года, большинство населения голодало и не могло себе позволить даже базовые продукты питания. Некоторые вертолеты миссии ООН ввозили лекарства, но крайне ограниченно.
Ситуация несколько исправилась после активных действий ЧВК «Вагнер» на трассе Ансонго-Менака. Благодаря Компании, в город начала в больших объемах поступать необходимая гуманитарная помощь.
В самом городе боевики проводили небольшие рейды на ополченцев из крыла проправительственной группировки «Движение за спасение Азавада». В основном они нападали на единичных комбатантов на мотоциклах, что не приводило к крупным потерям.
На трассе Ансонго-Менака они до сих пор устраивают засады в случае, если в конвое нет российских бойцов. Для них нет избирательности в целях, под удар попадают грузовики как с зерном, так и с топливом.
Примечателен и инцидент, когда террористы убили значимого командира ополченцев в городе Гао. Это говорит хоть и об ограниченной, но возможности проводить рейды в крупных городских центрах помимо Менаки.
Борьба же с ними за этот год приобрела ожесточенный характер. В начале года в ходе авиаударов были ликвидированы некоторые ключевые лица филиала. Позже, в ходе наземного рейда при поддержке ополченцев, был нейтрализован и главарь террористов Абу Хузейфа.
К концу года стало известно и о задержании главного финансиста террористов в регионе Ахмада Аг Дитта.
Стоит учитывать, что на замену им всегда находятся другие амбициозные боевики, но не факт, что они будут столь же компетентны, как их предшественники, подготовленные иностранными эмиссарами «Исламского государства»
Также в этом году было множество инцидентов, когда террористы нападали на своих конкурентов из Джамаат Наср аль-Ислам валь-Муслимин, в основном в регионе Гао.
В борьбе за контроль над месторождениями золота, обе группировки ослабляют друг-друга, так как к значимому результату для обеих сторон они не приводят.
Несмотря на некоторое уменьшение активности «Исламского государства» и успешных операций ВС Мали на территориях под их контролем, они все также представляют собой угрозу. Террористы наводят свои порядки в районе трех границ и особенно продвигаются в Нигере, соседствующим с Мали.
*группировка запрещена в РФ