Правительство Эфиопии 6 апреля заявило о намерении интегрировать региональные силы специального назначения в национальную армию, а также в федеральную и региональную полицию. Сразу после этого во втором по численности штате Амхара начались массовые протесты.
В чем причина недовольства?
В Эфиопии, помимо национальной армии, в каждом штате имеются собственные специальные силы для защиты границ и борьбы с повстанцами. После окончания войны в Тыграе центральное правительство наметило курс на консолидацию военизированных формирований для укрепления власти и недопущения угрозы нового конфликта.
В последние месяцы Амхарские власти обвиняли правительство премьер-министра Абий Ахмеда в том, что оно закрывает глаза на «зверства» над этническими амхарцами в штате Оромия, а также в попытке договориться с лидерами Тыграя в обмен на захваченные региональными силами штата Амхара территории.
Заявление об интеграции региональных сил штата Амхара только усилило недовольство политикой премьер-министра, поскольку местные жители видят в этом еще большее «ущемление прав».
❗️По нашей информации, региональные силы штата Оромия в количестве более 300 тысяч человек пока не подвергнутся интеграции. При этом «Народный фронт освобождения Тыграя» до сих пор не передал все тяжелые вооружения, как было предписано мирным договором.
Ввиду «ущемлений» местного населения и «двойных стандартов» со стороны центральной власти народные массы в штате Ахмара вышли на бессрочные акции протеста.
Демонстранты блокируют дороги камнями и горящими шинами, чтобы помешать проезду военных. В нескольких городах штата также была слышна стрельба.
В попытке снизить накал напряжения в городах Дэссе, Дэбрэ Бырхан и Гондэр власти ввели комендантский час и запретили проведение массовых митингов.
Что происходит в других регионах?
Интеграция региональных сил специального назначения затронет все штаты Эфиопии, кроме Оромии. Подобные действия со стороны правительства вызывают не только недовольство среди мирного населения и военнослужащих, но и могут поспособствовать дальнейшей дестабилизации ситуации.
Так, боевики из группировки «Аш-Шабаб», ведущие свою деятельность в Сомали, имеют планы по расширению территории атак на одноименный штат в Эфиопии. При попытке центральных властей разоружить и интегрировать региональные силы специального назначения штата Сомали, террористы могут сразу воспользоваться периодом «безвластия».
При этом сомалийцы также негативно относятся к интеграции, как и амхарцы. Дополнительно это усугубляется этническими противоречиями между жителями штатов Амхара, Оромия и Сомали.
Одновременно с этим в стране сохраняются значительные проблемы в сфере безопасности: с начала апреля сепаратисты из «Армии освобождения Оромо» провели несколько атак на населенные пункты, похитив около 100 мирных жителей и убив 11 представителей региональных сил.
Решение центрального правительства Эфиопии об интеграции региональных сил специального назначения крайне негативно сказывается на внутриполитической обстановке и грозит новым витком эскалации.
Действия правительства объясняются последовательной политикой Абий Ахмеда по централизации власти. При этом предоставление послаблений Оромии и Тыграю может быть связано с желанием заработать лояльность жителей двух главных нестабильных регионов в стране.
Однако, как и в случае с церковным кризисом и попыткой власти урегулировать его, это вызвало волну недовольства. На фоне поддержки населением региональных властей и войск подобный накал ситуации может катализировать множественные этнические конфликты в стране.
Опаснее всего то, что периодом разоружения и интеграции могут воспользоваться террористические группировки, а также повстанцы из «Армии освобождения Оромо» и радикалы из «Народного фронта освобождения Тыграя».