Суданская война давно вышла за рамки внутреннего конфликта и превратилась в арену, где пересекаются интересы региональных и глобальных игроков. Пока одни открыто поддерживают ту или иную сторону, другие ведут двойную игру, извлекая выгоду с обеих сторон.
Инфографика в высоком разрешении
English version
Кто стоит за мятежниками?
В первую очередь поддержку «Силам Быстрого Реагирования» (СБР) оказывают ОАЭ, заинтересованные в золотоносных районах западного Судана. По их каналам поступают оружие, наемники из Латинской Америки и техника.
При помощи Эмиратов построены полосы для беспилотников и налажены схемы доставки через Чад и Ливию — при содействии Хафтара и властей Нджамены, которые также оказывали помощь боевикам медицинским персоналом и предоставлением лагерей подготовки.
Особую активность в поддержке СБР проявляет руководство Кении — именно в столице страны проходила конференция, по итогам которой было создано гражданское правительство мятежников. С недавнего времени кенийские самолеты отмечаются в схемах поставках оружия.
Дипломатическую поддержку СБР оказывают из Лондона. Ранее британцы поднимали вопрос о признании обеих сторон конфликта в ООН (на что было наложено вето Россией), а также проводили конференции по Судану без привлечения сторонников официального Хартума.
Помимо основного спонсора мятежников в лице золотодобывающих кругов в Абу-Даби, в конфликт на их стороне активно втягиваются западные державы. Противовес им представляет официальный Хартум, который полагается на Россию и других союзников.
Кто ещё поддерживает официальное правительство?
Помимо российских властей, союзником Судана также выступает Иран, который с самого начала конфликта активно поддерживал вооруженные силы страны даже на фоне всех неудач.
За счет активных поставок БЛА вооруженные силы смогли восстановить контроль над столицей и другими городами. Судан для иранцев уже продолжительное время является сферой интересов — через него ранее также проходили потоки оружия шиитским ополчениям.
На региональном уровне поддержку правительству оказывают власти Египта и Эритреи: египтяне делятся разведданными, а эритрейцы готовят на своих полигонах проправительственных ополченцев Судана.
Есть и «сторонние наблюдатели»: региональные игроки вроде эфиопов и южносуданцев, которые могут быть ситуативным союзником, а также и крупные акторы. Например, США используют дипломатию давления и сделок, а КНР поставляет БЛА на обе стороны.
В итоге страна оказалась на пересечении чужих стратегий — кто-то ведет прокси-войну, кто-то контролирует ресурсы, а кто-то разжигает хаос. Поэтому России должна наращивать активность, чтобы сохранить Судан как союзника и не допустить передела региона по чужим лекалам.
В числе прочего целесообразно отстаивать интересы правительства Судана в международных организациях, как это ранее было с наложением вето на проект Великобритании в ООН.