Рыбарь логотип
Назад

«Исламская партия Туркестана»: как уйгуры обосновались в Афганистане и Пакистане

«Исламская партия Туркестана» (ИПТ) в том виде, в котором она известна сейчас, оформилась на территории Афганистана и Пакистана, куда со второй половины 1990-х годов проникали уйгуры из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая.

В сентябре 1997 года в Пакистане Хасан Махсум принимает решение о восстановлении группировки под названием «Исламская партия Восточного Туркестана» (ИПВТ) или «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ). А спустя год переносит штаб-квартиру радикальной организации в подконтрольный талибам Кабул.

Создание баз и лагерей ИДВТ, а также налаживание связей с талибами и «Аль-Каидой»

До 2001 года уйгуры были расквартированы преимущественно в горах Тора-Бора. Для обучения своих боевиков, базирующихся в Афганистане, ИДВТ использовала лагеря талибов в городах Мазари-Шариф, Шибарган, провинциях Кабул, Кундуз, Вардак, Герат, Кандагар, а также в пакистанской «Зоне племен».

Согласно данным Комитета ООН по санкциям, на базах в Афганистане боевики ИДВТ спланировали и подготовили несколько нападений, осуществленных в Китае в мае 1998 года, а также в феврале, марте и мае 1999 года. В результате этих нападений погибли 140 человек и еще 371 получили ранения.

Достаточно долго отношения между ИДВТ и международной террористической организацией «Аль-Каида» оставались предметом дискуссий. Китайское правительство утверждало, что Махсум лично встречался с Усамой бен Ладеном в 1999 году и получил финансирование от «Аль-Каиды». Однако сам лидер уйгурских экстремистов всегда отрицал подобные связи.

Допрошенные в тюрьме Гуантанамо уйгуры, которых американцы взяли в плен в Афганистане, заявили, что лагери ИДВТ спонсировал Усама бен Ладен. Данные ООН также указывают, что группировка получала значительную поддержку от «Аль-Каиды» и «Талибана». Помимо прямых денежных поступлений от бен Ладена, важными источниками финансирования деятельности ИДВТ стали незаконный оборот наркотиков, контрабанда оружия, похищение людей, вымогательство и грабежи.

В 2004 году, уже после смерти Махсума, его заместитель Абдулла Кариаджи в интервью американскому изданию The Wall Street Journal подтвердил наличие у ИДВТ связей с «Талибаном» и «Аль-Каидой» еще до терактов 11 сентября, признав, что группировка получила разрешение на создание базы в Афганистане. При этом он отметил, что на определенном этапе у сторон были достаточно напряженные отношения, так как уйгуры на первое место ставили войну против китайцев в Синьцзяне, а не идею глобального джихада.

В своей автобиографии «Моя жизнь с Талибаном» Абдул Салам Заиф, один из основателей движения, утверждает, что лидеры ИДВТ встречались с Муллой Омаром в Кандагаре и просили поддержать их атаки в Китае, но получили отказ, так как талибы рассчитывали на поддержку КНР в противостоянии с американцами.

Эти данные подтверждает стратег «Аль-Каиды» Абу Мусъаб ас-Сури в своей книге «Призыв к глобальному исламскому сопротивлению». Он отмечает, что выходцы из Синьцзяна прошли в Афганистане обучение и получили навыки боевой подготовки, которые должны были использовать против правительства Китая. Но позже «Талибан» приказал уйгурским боевикам прекратить нападения на КНР, так как хотел сохранить дружеские отношения с Пекином, рассматривая его в качестве потенциального союзника в борьбе со Штатами.

Примечательно, что в декабре 1996 года лидер талибов мулла Омар утверждал, что они отвергли просьбу Вашингтона разместить в Афганистане лагеря по подготовке уйгурских сепаратистов из Китая.

Открыто поддерживать Хасана Махсума талибы начали после того как в сентябре 2001 года США и КНР договорились наладить сотрудничество в борьбе с терроризмом. С этого момента ИДВТ окончательно становится близким союзником «Талибана» и «Аль-Каиды», а после вторжения США в Афганистан уйгурские боевики вместе с другими радикальными исламистами принимают участие в войне против коалиционных и афганских сил.

Падение режима талибов в Афганистане в 2001 году заставило ИДВТ переместить основную базу на территорию самопровозглашенного Вазиристана на северо-западе Пакистана. При этом уйгурские боевики достаточно свободно передвигались между двумя странами, так как афгано-пакистанская граница на данном участке крайне плохо контролируется властями, а по обе ее стороны проживают одни и те же пуштуны, не признающие разделительной линии. В 2014 году эту информацию подтвердил в одном из своих интервью Абдулла Мансур, который на тот момент был лидером группировки. Он отметил, что зона их деятельности распространяется на территории Афгана и Пакистана.

Лидеры ИПТ в руководстве «Аль-Каиды»

К середине 2000-х годов лидеры уйгуров заняли достаточно высокое положение в руководстве «Аль-Каиды». В 2005 году Усама бен Ладен включает в состав Совета шуры Абдула Хакка аль-Туркестани, который сменил Махсума и переименовал ИДВТ в «Исламскую партию Туркестана» (ИПТ).

До вторжения США в Афганистан Абдул Хакк был инструктором в тренировочном лагере «Аль-Каиды» в Тора-Бора. Эту информацию подтвердил допрошенный в Гуантанамо Бахтияр Махнут, который в 2001 году прожил в таком лагере несколько месяцев, пока американские бомбардировки не вынудили его и других уйгуров бежать.

«В первый день моего приезда в лагерь Абдул Хакк сказал мне, что я должен отдать ему свой паспорт, и когда захочу уехать, я могу попросить его обратно», — отметил Махнут.

Такой подход соответствует методам работы «Аль-Каиды» и «Талибана», которые часто приказывают новобранцам сдать паспорта и другие идентифицирующие документы. После этого они берут другие имена, что должно подчеркивать их разрыв с прежними взглядами и приверженность радикальной идеологии террористических группировок.

Впоследствии Абдул Хакк приобрел настолько большой авторитет в руководстве афганских и пакистанских радикальных исламистов, что выступал в качестве посредника в спорах между враждующими группировками талибов и играл важную роль в вопросах военного планирования.

В июне 2009 года он был замечен в так называемой «Зоне племен» на северо-западе Пакистана на важной встрече высокопоставленных лидеров «Талибана» и «Аль-Каиды», где обсуждалась операция пакистанских вооруженных сил в Южном Вазиристане. Среди присутствующих был Байтулла Мехсуд, стоявший тогда во главе пакистанских талибов, Сираджуддин Хаккани, командир террористической «Сети Хаккани», и Абу Яхья аль-Либи, один из ключевых руководителей «Аль-Каиды».

Абдул Хакк был тяжело ранен в результате атаки беспилотника 15 февраля 2010 года, после чего уйгур Абдул Шакур, известный также как Эмети Якуф, временно взял на себя руководство «Исламской партией Туркестана» и узбекскими боевиками Северного Вазиристана. В апреле 2011 года он был назначен командующим силами «Аль-Каиды» в «Зоне племен» в Пакистане.

Быстрое восхождение Шакура в иерархии объясняется его сетью контактов с различными фракциями «Талибана», а также тесными связями с покойным Тахиром Юлдашевым, основателем и лидером террористической организации «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), который входил в Совет шуры «Аль-Каиды» вместе с Абдулом Хакком.

Двойная роль Абдула Шакура как лидера ИПТ и командующего «Аль-Каиды» сказалась на характере террористических атак уйгуров в Китае, которые стали более сложными и хорошо спланированными. В этот период в терактах было задействовано больше боевиков, а осуществлялись нападения в людных местах, что привело к росту числа жертв среди мирного населения.

Расширение и переформатирование группировки

С момента размещения ИПТ на территории Афганистана и Пакистана руководство «Аль-Каиды» и «Талибана» пыталось объединить их с остальными радикальными исламистами большого Туркестана и поставить на службу своим интересам.

Абдул Хакк писал в журнале «Исламский Туркестан», выпускаемом ИПТ, что в 2001 году лидер талибов мулла Омар предложил сделать ИДУ зонтичной структурой для уйгурских «иммигрантов» в Афганистане. А по словам пленных, захваченных американцами в Афганистане в 2001-2002 годах, несколько десятков уйгурских боевиков изначально находились в составе «Исламского движения Узбекистана», которое воевало под руководством талибов.

После вторжения США в Афганистан уйгуры перебираются в соседний Пакистан, в «Зону племен», где они продолжают смешиваться с другими боевиками, преимущественно из центральноазиатских стран. Уже к середине 2000-х годов группировка расширяет свою географию на весь Туркестан, что выразилось в исключении из названия прилагательного «восточный», которое подчеркивало главную цель уйгурских экстремистов — «освобождение» Синьцзяна от китайцев.

В рамках пропагандистской работы по распространению своих экстремистских идей ИПТ с 2008 года начала издавать на арабском языке журнал «Исламский Туркестан», который по своему дизайну и подаче материалов во многом походил на другие издания радикальных исламистов, такие как «Аль-Самуд», «Саут аль-Джихад», а также веб-сайты «Аль-Каиды». Язык журнала указывает, что его целевая аудитория — не уйгуры, которые в основной своей массе практически не владеют арабским. Многие пропагандистские статьи и ролики размещались в сети также на русском, казахском, узбекском и других языках.

Слияние «Исламской партии Туркестана» с различными радикальными исламистскими структурами Центральной Азии у китайских экспертов получило название «реорганизации региональных террористических группировок». При этом их руководство все больше вовлекается в глобальное планирование атак «Аль-Каиды», а идеология группировки постепенно расширяется, отражая приток боевиков других национальностей.

В феврале 2013 года в видеоролике, размещенном ИПТ, выходец из Турции Нур ад-Дин дал «совет братьям-мусульманам в Восточном Туркестане», призвав уйгуров и турок «поднять исламские флаги в Белом доме и на площади Тяньаньмэнь в Пекине», а также «вернуть времена, когда мусульмане правили в Средней Азии». В следующем месяце он совершил нападение на американские силы в Афганистане, став шестым террористом-смертником среди турецких членов «Исламской партии Туркестана».

В похожем видеообращении Успан Батыр, этнический казах, грозил отомстить властям Казахстана за поддержку войск США и НАТО в Афганистане, также подчеркивая, что в ИПТ не признают национальную принадлежность.

Включение в свои ряды значительного количества уроженцев центральноазиатских республик также привело к усилению пантюркистского влияния — но даже после реорганизации «Исламская партия Туркестана» сохранила подчеркнуто антикитайский характер, а ее основу по-прежнему составляли уйгуры.

На сегодняшний день нет точных данных о численности боевиков ИПТ в странах Южной Азии с 1997 по 2015 год, после которого уйгурские радикалы в большом количестве отправились на войну в Сирию.

Во время правления талибов в Афганистане около 250 уйгуров действовали под командованием Усамы бен Ладена в восточной провинции Нангархар и северной провинции Кундуз. Объявляя в 2005 году о назначении Абдула Хакка аль-Туркестани лидером уйгурских радикальных исламистов, представитель «Аль-Каиды» по имени Мухаммад аль-Уйгури заявил, что 300 членов ИПТ базируются в тренировочных лагерях в приграничных областях на северо-западе Пакистана.

В отчете агентства Reuters за 2014 год указано, что пакистанская разведка насчитала около 400 уйгурских боевиков, которые сосредоточены в отдаленном районе вокруг городка Мир-Али в Северном Вазиристане вместе с другими иностранными радикальными исламистами, в частности, с узбеками. Согласно источникам афганских талибов, в провинциях Нуристан и Кунар находятся еще около 250 боевиков «Исламской партии Туркестана».

Растущий вес ИПТ среди международных радикальных исламистов

Место и роль «Исламской партии Туркестана» среди радикальных группировок существенно возросла после 2015 года, когда ее боевики вступили в войну в Сирии против сил Башара Асада.

Знаковым событием стала публикация 2 июля 2016 года в социальных сетях обращения лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири, которое было во многом посвящено уйгурским радикалам ИПТ.

Завахири восхвалял мусульман «Восточного Туркестана» за их преданность ведению джихада по всему миру, особо отмечая заслуги Хасана Махсума, восстановившего группировку в конце 90-х на территориях, подконтрольных талибам.

Лидер «Аль-Каиды» подтвердил, что талибы всегда предлагали убежище радикальным исламистам, которые были вынуждены покинуть свои страны, а уйгуры из Синьцзяна принимали участие в конфликтах в пакистанском Вазиристане, Тора-Бора и других районах во время «последнего крестового похода Америки против Афганистана» и сейчас «оказывают поддержку братьям в Леванте».

Он также открыто критиковал власти КНР, указывая, что мусульманское восстание против «потока китайского атеизма» трансформировалось в «джихадистское движение», которое противостоит «китайским захватчикам». В конце своего послания Завахири призвал членов ИПТ «совершать джихад в любом уголке мира, где бы они ни находились», и добавил, что «воины ислама должны быть готовы к священной войне против атеистического режима Китая, чтобы освободить провинцию Синьцзян от коммунистических оккупантов».

Спустя почти два месяца, 30 августа 2016 года, террорист-смертник совершил атаку на посольство Китая в Бишкеке. Нападавший протаранил ворота автомобилем, после чего привел в действие бомбу. В результате теракта получили ранения несколько сотрудников дипмиссии, а зданию и территории нанесен значительный ущерб. В сентябре Государственный комитет национальной безопасности Киргизии сообщил, что троих организаторов акции удалось задержать. Впоследствии они были приговорены к лишению свободы на срок от 10 до 18 лет.

По данным спецслужб, члены террористической группировки «Джебхат ан-Нусра»1*, которая аффилирована с «Аль-Каидой», финансировали нападение на посольство Китая в Бишкеке через лидера местной ячейки в Киргизии. Террористом оказался член «Исламской партии Туркестана», 32-летний этнический уйгур с поддельным паспортом на имя гражданина Таджикистана Зоира Халилова.

По мнению специалистов, теракт был напрямую связан с обращением от 2 июля главы «Аль-Каиды» Завахири к уйгурским боевикам .

На сегодняшний день ядро «Исламской партии Туркестана» по-прежнему составляют уйгуры, во многом ориентированные на противостояние с властями Китая. Но за последние годы связи группировки с международными террористическими структурами значительно расширились, а авторитет среди радикальных исламистов укрепился настолько, что ИПТ стала представлять собой одну из крупнейших и самых боеспособных радикальных организаций, действующих под сенью «Аль-Каиды».

Добавить комментарий

Важные материалы

Торговая война в АТР: Пошлины Трампа прошлись катком по странам региона

Прошедшая неделя знаменуется началом нового этапа торговой войны Дональда Трампа — пошлины введены в отношении импорта из более 100 стран…

Аналитика
Новости
Китай
США
Южная Корея
Япония
Торговая война в АТР: Пошлины Трампа прошлись катком по странам региона
72 часа на сборы: к чему СМИ готовят британцев?

Воскресное утро у читателей таблоида The Daily Mail началось с тревожных новостей. Издание опубликовало статью с заголовком «Британцы должны подготовить…

Аналитика
Новости
Великобритания
72 часа на сборы: к чему СМИ готовят британцев?
«Друзья» ДУМ РФ?: О вкладе в развитие миграции

Мы много рассказываем про то, как Подмосковье обретает черты  этнокриминальных исламистских анклавов. Закрытые среднеазиатские общности приводят к ухудшению криминогенной ситуации,…

Аналитика
Новости
Россия
От ФБК к Ходорковскому: Финансовые тропы Бориса Зимина

Борис Зимин и его Zimin Foundation продолжает финансировать антироссийские инициативы и оппозиционные проекты, скрывая источник средств, которые в реальности идут…

Аналитика
Расследования
Россия
От ФБК к Ходорковскому: Финансовые тропы Бориса Зимина
После USAID: зачем закрыли агентство и куда уйдут работать самые ценные кадры

Который день бурно обсуждается судьба Агентства США по международному развитию (USAID), вредительская деятельность коего стала объектом агрессивных нападок со стороны…

Аналитика
Расследования
США
После USAID: зачем закрыли агентство и куда уйдут работать самые ценные кадры
Как Запад дискредитирует арктические проекты РФ

Последнее время Арктика всё чаще так или иначе попадает в новостную повестку: активность в этой части света по своей интенсивности…

Аналитика
Расследования
Россия
Как Запад дискредитирует арктические проекты РФ
Гиены выбирают вожака: основные кандидаты в президенты Польши

Президентские выборы в Польше в 2025 году называют «решающим моментом» для политического будущего страны. Они определят основное направление риторики —…

Аналитика
Польша
Гиены выбирают вожака: основные кандидаты в президенты Польши
«Секрет Полишинеля»: как «раскрыли тайну» финансирования журналистов OCCRP

Никогда такого не было и вот опять: одни журналисты обвинили других в продажности и ангажированности. Оказалось, что всемирно известная ассоциация…

Аналитика
США
«Секрет Полишинеля»: как «раскрыли тайну» финансирования журналистов OCCRP
Борьба за Рейхстаг: кто станет новым канцлером ФРГ

Политический кризис в Германии достиг верхней точки, в результате чего Бундестаг 16 декабря вынес вотум недоверия канцлеру Олафу Шольцу и…

Аналитика
Германия
Борьба за Рейхстаг: кто станет новым канцлером ФРГ
О санкционном давлении Британии против танкеров и газовозов РФ

17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,…

Аналитика
Новости
Великобритания
Россия
О санкционном давлении Британии против танкеров и газовозов РФ

Последние новости

О британских угрозах санкциями Казахстану

Министерство иностранных дел Великобритании опубликовало инструкцию для компаний, работающих в Казахстане, о том, как правильно соблюдать санкции против России. Документ…

Аналитика
Новости
Великобритания
Казахстан
О британских угрозах санкциями Казахстану
Как британское правительство ищет деньги на рост военных расходов?

В британском парламенте прошло голосование по законопроекту о реформе системы социального обеспечения (Universal Credit и Personal Independence Payment Bill). Нормативно-правовой…

Аналитика
Новости
Великобритания
Как британское правительство ищет деньги на рост военных расходов?
Освобождение Грековки и Новомихайловки

В течение июня российские войска на Лиманском направлении постепенно расширяли зону контроля в районе Макеевки. К концу месяца ВС РФ…

Аналитика
Новости
Россия
Украина
Цена нормализации отношений

«Об очередном израильском рейде на юге Сирии» Пресс-служба Армии обороны Израиля сообщила о проведении рейда в сирийской провинции Эль-Кунейтра на…

Аналитика
Новости
Израиль
Сирия