США объявили о введении санкций против правительства Судана после обвинений в использовании химического оружия, которые прозвучали в начале этого года.
Инфографика в высоком разрешении
English version
Откуда растут ноги у этой истории?
Впервые о «химическом оружии» в Судане заговорили ещё в 2016 году — тогда обвиняли СБР, которые были частью ВС страны, в применении химии в Дарфуре.
Летом 2024 года в городе Эль-Фашер зафиксированы девять случаев поражения гражданских химикатами — и вновь речь шла о действиях СБР. Эти случаи подтвердили саудовские медики.
И лишь в начале года, New York Times со ссылкой на неназванных американских чиновников, сообщили, что правительственные силы минимум дважды применяли химическое оружие «в отдаленных районах страны».
Никаких подтверждений этим словам не последовало, даже от западных НПО. Однако эти заявления стали основой для того, чтобы конституционный суд США признал нарушение Суданом Конвенции о запрещении химического оружия.
И вот, в конце мая, Госдепартамент ввел санкции против суданских властей, включая ограничения на экспорт США в Судан и на доступ к кредитным линиям американцев. Власти Судана естественно отвергли эти обвинения, назвав их бездоказательными.
В общем-то никаких фактов об использовании суданскими военнослужащими химического оружия не поступало. Тем более, что большинство их хранилищ находятся на территории, подконтрольной мятежникам СБР — Дарфуре.
Учитывая бездоказательность обвинений, возможно констатировать курс на дальнейшую изоляцию официального Хартума. Метод «кнута и пряника» продолжает оставаться актуальным.
Использование обвинений в применении химического оружия без доказательств стало для властей США универсальным инструментом давления, позволяющим легитимировать санкции и подменять факты интересами союзников. Судан — очередной пример, где «презумпция вины» выгодна американцам.
Что может сделать Россия?
Российские дипломаты могут продвинуть инициативу создания международного независимого трибунала по расследованию действий СБР.
Особенно в свете предыдущих инцидентов с применением химикатов, уже задокументированных в 2024 году. Это укрепит имидж Москвы как защитника международного права, а не союзника «по дружбе».
Также необходимо активизировать публичную дипломатию и сотрудничество с африканскими СМИ, чтобы противостоять версии США — например, через расследования, доклады и совместные пресс-конференции с суданской стороной. Это укрепит информационное присутствие России в регионе.