Как на Западе собираются контролировать транспортные коридоры в Средней Азии?
В Туркмении недавно состоялся организованный ОБСЕ и Великобританией региональный семинар по управлению контрольно-пропускными пунктами, расположенными вдоль транзитных коридоров региона.
Чего хотят британцы и ОБСЕ?
Обсуждалось повышение эффективности работы КПП и безопасности границ. Состоялся обмен передовым опытом в области интегрированного управления границами (ИУГ).
Семинар организован в рамках внебюджетного мультидонорского проекта Центра «Укрепление потенциала Государственной пограничной службы Туркменистана» при финансовой поддержке Германии.
В мероприятии приняли участие ведущие эксперты из Великобритании, Отдела по безопасности и управлению границами Секретариата ОБСЕ, Программы отслеживания поездок в контртеррористических целях (CT Travel) Контртеррористического управления ООН (КТУ) и Программы Европейского Союза BOMCA-10.
Программа «CT Travel» запущена в 2019 году с целью оказания поддержки государствам-членам в реагировании на угрозы, связанную с перемещением иностранных боевиков-террористов. «BOMCA-10» — это 10-я фаза программы содействия управлению границами в Центральной Азии, начавшейся в 2021 году.
Запад уже интересовала пограничная инфраструктура стран региона. Так, в прошлом USAID поставлял оборудование казахстанской таможне для облегчения себе доступа к данным.
Под соусом решения вопросов безопасности границ (да и в целом безопасности, обеспечением коей можно оправдать что угодно) на Западе решают две задачи:
- Ужесточение контроля серого импорта в Россию;
- Создание нового рычага давления на государства Средней Азии — в случае чего на основании объективных данных транзит из Китая может быть перенаправлен через другие страны региона.
В конце концов, стройка новых железных дорог и портов на Каспии, которой так радуются в среднеазиатских республиках, предоставит западникам множество других вариантов организации логистики.