- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Азия
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Аргентина
- Армения
- Афганистан
- Африка
- Бангладеш
- Белоруссия
- Бенин
- Ближний Восток
- Болгария
- Боливия
- Босния и Герцеговина
- Ботсвана
- Бразилия
- Буркина-Фасо
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Весь мир
- Восточная Африка
- Восточная Европа
- Вьетнам
- Габон
- Гайана
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Джибути
- ДРК
- Египет
- ЕС
- Замбия
- Западная Африка
- Западная Европа
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Иран
- Испания
- Италия
- Йемен
- Йемен
- Кавказ
- Казахстан
- Камерун
- Канада
- Катар
- Кения
- Кипр
- Киргизия
- Китай
- КНДР
- Колумбия
- Конго
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Латинская Америка
- Либерия
- Ливан
- Ливия
- Литва
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Марокко
- Мексика
- Мозамбик
- Молдавия
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- НАТО
- Нигер
- Нигерия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Норвегия
- Оман
- Пакистан
- Палестина
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Польша
- Прибалтика
- Приднестровье
- Россия
- Руанда
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сахель
- Северная Америка
- Северная Африка
- Северная Европа
- Сенегал
- Сербия
- Сирия
- Словакия
- Сомали
- Судан
- США
- Сьерра-Леоне
- Таджикистан
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тунис
- Туркмения
- Турция
- Уганда
- Узбекистан
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Центральная Азия
- Центральная Европа
- Центральная и Южная Африка
- ЧАД
- Черногория
- Чехия
- Чили
- Швеция
- Эквадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Америка
- Южная Европа
- Южная Корея
- Южный Судан
- Япония
Конец пацифизму: причины изменения политического курса в Японии
Некогда пацифистская Япония продолжает пересматривать свою политику в сфере обороны и вооружения. Дискуссии об ослаблении запрета экспорта на оружие идут уже какое-то время, однако наибольшее внимание они привлекают именно сейчас, особенно на фоне боевых действий в Восточной Европе.
Активные переговоры в правительстве касаются так называемых «Трех принципов передачи оборонной техники и технологий» – незакрепленных правил экспорта оружия, которых придерживаются в Японии, когда дело касается поставок вооружения другим странам.
Почему такие перемены в политике происходят именно сейчас?
Исторический контекст японского милитаризма
Японии далеко не чужд милитаризм, переплетенный с национализмом. Идеи доминирования японцев над другими нациями сопровождали государство большую часть первой половины XX века. С этими же идеями Япония вступила во Вторую мировую войну, попутно совершая военные преступления различной степени тяжести против корейцев, китайцев и других жителей региона.
После поражения в войне, территория Японии была оккупирована американской военной администрацией. Именно американцы написали конституцию страны, закрепив в ней пацифистские положения, включая запрет на наличие армии.
Уже с момента окончания правления военной администрации некоторые политики в Японии хотели изменить пацифистскую конституцию. Основными причинами являются недовольство тем, что основной закон государства был написан иностранцами, а также желание предоставить Японии право иметь собственные вооруженные силы. Либерально-демократическая партия, почти всегда правящая в стране, всегда тем или иным образом поддерживала подобные настроения, однако до радикальных мер почти никогда не доходило. С уверенностью можно сказать, что в послевоенные годы нации был присущ пацифизм.
С течением времени в Японии все больше стала заметна приверженность к правым консервативным взглядам. Важным проводником такой идеологии являлся Синдзо Абэ — бывший премьер-министр страны. Он построил свою политическую платформу на желании изменить конституцию, отрицал необходимость приносить извинения за военные преступления, ссылаясь на то, что вся вина уже давно искуплена, а также хотел, чтобы страна распространяла больше военного влияния в регионе.
Такой исторический ревизионизм, переплетенный с милитаризмом, находил определенный отклик у жителей страны. Это видно, например, по данным социальных опросов касательно проблемы женщин для утешения в Республике Корея — большинство опрошенных японских граждан в 2015 году считали, что Япония не должна выплачивать компенсации женщинам, которые работали в борделях для японских солдат во время войны.
По некоторым вопросам, конечно, мнения японских граждан остаются неизменными — например, по поставке летальной помощи Киеву. Однако определенные тенденции на возврат к милитаризму в стране нарастают. Сейчас они выражаются в изменении отношения правительства Японии к принципам экспорта оружия, речь о которых пойдет дальше.
О принципах экспорта оружия
В 1967 году в Японии были введены «Три принципа» в сфере экспорта продукции военного назначения — ограничения на экспорт оружия и военной техники. Их введение оправдывалось пацифистской конституцией Японии, которая запрещала стране иметь даже армию.
Согласно правилам, японское оружие не должно было попасть в страны коммунистического блока и государства, находящиеся под действием санкций ООН или являющиеся участниками вооруженного конфликта. А уже в 1976 году японское правительство наложило эмбарго на все поставки оружия, ссылаясь на свою пацифистскую политику.
В 80-х годах правительство начало смягчать свою политику, делая исключение для экспорта комплектующих для вооружения в США. В XXI веке этот тренд получил дальнейшее развитие. Этого требовал крупный бизнес через лоббистские организации. Другой важной причиной стали политические амбиции, в частности, бывшего премьер-министра Синдзо Абэ, заключавшиеся в желании играть более значимую роль в безопасности АТР на фоне усиления КНР. В итоге именно он значительно облегчил экспортные ограничения. Старые правила сменились новыми — в 2014 году на свет появились «Три принципа трансфера продукции военного назначения».
Они отчасти повторяют ограничения от 1967 года (кроме пункта про коммунистические государства), но новые положения в них также присутствуют. В случаях, когда передача оружия способствует миру и международному сотрудничеству, а также укреплению безопасности Японии, экспорт вооружения может быть осуществлен, но только после тщательной проверки.
Согласно новым принципам, существует пять категорий техники, которые японские фирмы могут отправлять за рубеж — туда входят спасательная, транспортная, наблюдательная и противоминная продукция военного назначения.
Приход к власти нового премьер-министра Фумио Кисиды ознаменовал продолжение политики Абэ. В 2022 году была опубликована новая стратегия национальной безопасности Японии, где в приоритет ставится и содействие передачи оборонной техники другим государствам. Правящая партия, инициируя сейчас изменения в экспортных ограничениях, руководствуется именно этим положением стратегии.
Какое оружие может передавать Япония и кому?
В Японии, как наверное и везде, оружие делится на нелетальное и летальное. Первая категория подразумевает под собой радиолокационные станции, катера для использования, например, в службах береговой охраны, каски, бронежилеты и так далее. Вторую же категорию можно условно разделить на два вида – оружие, которое производится в Японии по лицензии от других государств, и вооружение, основанное на местных технологиях.
Чаще всего реципиентами военной помощи являются страны Юго-Восточной Азии — Филиппины, Вьетнам, Индонезия, Малайзия. Именно на государства этого региона ориентируется правительство. В одном из недавно принятых документов, касающихся обороны Японии, упоминается, что страна будет содействовать передаче оружия государствам АСЕАН — Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, куда входят, в том числе, Филиппины и Малайзия.
В данный момент активное развитие получает запущенная этой весной программа Official Security Assistance (OSA). В ее рамках Япония может предоставлять финансовую помощь в сфере обороны дружественным государствам. Пока эта программа предназначена для передачи нелетальной военной продукции, по типу РЛС и катеров. Упор здесь делается на страны АТР, такие как Филиппины, Малайзия и Фиджи, однако не стоит исключать вероятность, что в будущем японскую помощь будут получать государства и в других регионах.
Кому выгоден пересмотр политики?
Во-первых, японским военно-промышленным компаниям. К таким фирмам традиционно относятся Kawasaki Heavy Industries, Mitsubishi Heavy Industries, IHI Corporation и другие.
Здесь важно понимать, что сфера производства японской военной техники на экспорт в данный момент не очень развита. Вышеупомянутые компании примерно 95% прибыли получают именно из гражданского сектора. Для стимулирования производства техники на экспорт государство планирует создать фонд на 40 миллиардов йен для поддержки компаний в сфере ВПК.
Однако, изначальная задумка по стимулированию конкуренции в области производства оружия с помощью такой маленькой суммы не будет реализована в жизнь — многие некрупные компании попросту не захотят производить технику на экспорт из-за финансовых рисков. Так происходило на протяжении уже долгого времени — именно поэтому японская индустрия продукции военного назначения не получала нужного ей развития. Можно предположить, что финансы пойдут в карман именно крупным компаниям, которые имеют наработки и технологии, подходящие для экспорта на внешний рынок.
Во-вторых, само правительство Японии получит определенные выгоды. В данный момент страна распространяет военное влияние в АТР – помимо уже упомянутой передачи техники, японские Силы самообороны являются частыми гостями учений со странами Юго-Восточной Азии.
Все это поддерживает нарратив о «китайской угрозе», которым правительство оправдывает не только пересмотр политики в сфере вооружения, но и начавшуюся совсем недавно милитаризацию страны. Новый рекордный бюджет в сфере обороны на 2024 году яркое тому подтверждение.
Сможет ли летальное оружие попасть в Киев?
Дискуссии об этом идут с прошлого года. Правящая Либерально-демократическая партия выступает за пересмотр имеющихся ограничений. Однако партнер по коалиции, партия Комейто, высказывается против таких мер, оправдывая свою позицию своими пацифистскими убеждениями.
Ходят слухи, что в декабре члены правящей коалиции договорились разрешить поставки оборонной техники для всех стран, на которых, по мнению Японии и в соответствии с международным правом, было совершено нападение. Однако ЛДП и Комейто все еще не пришли к консенсусу по нескольким важным вопросам, включая расширение списка доступных для экспорта категорий вооружения, поэтому дебаты продолжаются до сих пор.
Вероятность полного снятия экспортных ограничений остается достаточно малой не только из-за позиции Комейто. Поставки оружия Киеву поддерживаются только малым процентом населения. ЛДП сейчас точно не будет активно продвигать свою инициативу, учитывая то, что месяц назад у партии был самый низкий рейтинг одобрения с момента возврата к власти в 2012 году. Всему виной крупный коррупционный скандал, участниками которого стали политики из ЛДП. Поэтому в ближайшее время, скорее всего, подвижек в этом направлении ожидать не стоит.
Но означает ли, что Киев не может получить летальное оружие от Японии? Можно предположить, что в случае крайней необходимости, а также после убеждений США, Токио не откажется помогать Киеву. Так, например, в прошлом декабре издание Nikkei писало, что японские законодатели собираются поставить произведенные в Японии ракеты Patriot в США – беспрецедентный шаг для страны, откуда в штаты шли только запчасти для оружия. Некоторым кажется, что такие меры предпринимаются для того, чтобы больше американского оружия ушло в Киев.
Здесь можно провести параллель с Южной Кореей — официально страна не поставляет летальное оружие Киеву, так как это запрещено южнокорейским законом. Но некоторые источники говорят о другом.
В декабрьской статье The Washington Post утверждается, что Сеул поставил Киеву больше артиллерийских боеприпасов, чем все страны Европы. Наша команда еще весной этого года писала о схеме передачи южнокорейских боеприпасов Киеву транзитом через США или Германию.
Можно предположить, что подобный пересмотр политики продавили Соединенные Штаты из-за нехватки мощностей западного ВПК. Важную роль здесь играет и тот факт, что Япония является единственным членом G7, который не поставляет Киеву летальное оружие. В тоже время Токио было официально разрешено покупать российские энергоресурсы, не учитывая введенный этой организацией потолок цен. Звучит очень непрестижно, ведь Япония является основным союзником США в регионе.
Япония, возможно, расплачивается за такое привилегированное положение. Так, например, в уже упомянутой стратегии безопасности страны Россия упоминается в качестве одного из вызовов, но не для Токио, а для европейского региона. Приоритетными угрозами по-прежнему остаются Китай и КНДР.
Однако недооценивать угрозу все равно не стоит. Япония, имеющая очевидную зависимость от США в плане обороны и играющая более важную роль в безопасности региона, представляет собой вызов для России. Особенно если учитывать факт географической близости страны к российским границам, а также территориальный спор за некоторые острова Курильской гряды.
Важные материалы
Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...
Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...
В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...
Продолжая цикл статей об открывшихся подробностях взаимодействия представителей британской разведки с российскими журналистами и оппозиционерами, мы решили обратить внимание на...
Некоторое время назад стало известно, что из Москвы выслали шестерых сотрудников политотдела посольства Великобритании — в их действиях нашли признаки...
Сложная ситуация в турецкой экономике подталкивает руководство страны к принятию непопулярных мер. Напомним сейчас учётная ставка ЦБ Турции 50%, а...
В последнее время в Казахстане активно ведутся военные приготовления. В начале года планировался призыв 39 180 казахстанцев, сейчас цифру хотят...
Масштабное падение котировок сейчас идет практически на всех фондовых рынках и естественно спекуляции на эту тему неизбежны. Часто это общие...
Два года назад в Сербии были приняты конституционные изменения с целью реформирования судебной системы страны. Общественности их представили как еще...