ru
Назад

Конец пацифизму: причины изменения политического курса в Японии

Rybar | Добавить в избранное

Некогда пацифистская Япония продолжает пересматривать свою политику в сфере обороны и вооружения. Дискуссии об ослаблении запрета экспорта на оружие идут уже какое-то время, однако наибольшее внимание они привлекают именно сейчас, особенно на фоне боевых действий в Восточной Европе.

Активные переговоры в правительстве касаются так называемых «Трех принципов передачи оборонной техники и технологий» – незакрепленных правил экспорта оружия, которых придерживаются в Японии, когда дело касается поставок вооружения другим странам.

Почему такие перемены в политике происходят именно сейчас?

Исторический контекст японского милитаризма

Японии далеко не чужд милитаризм, переплетенный с национализмом. Идеи доминирования японцев над другими нациями сопровождали государство большую часть первой половины XX века. С этими же идеями Япония вступила во Вторую мировую войну, попутно совершая военные преступления различной степени тяжести против корейцев, китайцев и других жителей региона.

После поражения в войне, территория Японии была оккупирована американской военной администрацией. Именно американцы написали конституцию страны, закрепив в ней пацифистские положения, включая запрет на наличие армии.

Уже с момента окончания правления военной администрации некоторые политики в Японии хотели изменить пацифистскую конституцию. Основными причинами являются недовольство тем, что основной закон государства был написан иностранцами, а также желание предоставить Японии право иметь собственные вооруженные силы. Либерально-демократическая партия, почти всегда правящая в стране, всегда тем или иным образом поддерживала подобные настроения, однако до радикальных мер почти никогда не доходило. С уверенностью можно сказать, что в послевоенные годы нации был присущ пацифизм.

С течением времени в Японии все больше стала заметна приверженность к правым консервативным взглядам. Важным проводником такой идеологии являлся Синдзо Абэ — бывший премьер-министр страны. Он построил свою политическую платформу на желании изменить конституцию, отрицал необходимость приносить извинения за военные преступления, ссылаясь на то, что вся вина уже давно искуплена, а также хотел, чтобы страна распространяла больше военного влияния в регионе.

Такой исторический ревизионизм, переплетенный с милитаризмом, находил определенный отклик у жителей страны. Это видно, например, по данным социальных опросов касательно проблемы женщин для утешения в Республике Корея — большинство опрошенных японских граждан в 2015 году считали, что Япония не должна выплачивать компенсации женщинам, которые работали в борделях для японских солдат во время войны.

По некоторым вопросам, конечно, мнения японских граждан остаются неизменными — например, по поставке летальной помощи Киеву. Однако определенные тенденции на возврат к милитаризму в стране нарастают. Сейчас они выражаются в изменении отношения правительства Японии к принципам экспорта оружия, речь о которых пойдет дальше.

О принципах экспорта оружия

В 1967 году в Японии были введены «Три принципа» в сфере экспорта продукции военного назначения — ограничения на экспорт оружия и военной техники. Их введение оправдывалось пацифистской конституцией Японии, которая запрещала стране иметь даже армию. 

Согласно правилам, японское оружие не должно было попасть в страны коммунистического блока и государства, находящиеся под действием санкций ООН или являющиеся участниками вооруженного конфликта. А уже в 1976 году японское правительство наложило эмбарго на все поставки оружия, ссылаясь на свою пацифистскую политику.

В 80-х годах правительство начало смягчать свою политику, делая исключение для экспорта комплектующих для вооружения в США. В XXI веке этот тренд получил дальнейшее развитие. Этого требовал крупный бизнес через лоббистские организации. Другой важной причиной стали политические амбиции, в частности, бывшего премьер-министра Синдзо Абэ, заключавшиеся в желании играть более значимую роль в безопасности АТР на фоне усиления КНР. В итоге именно он значительно облегчил экспортные ограничения. Старые правила сменились новыми — в 2014 году на свет появились «Три принципа трансфера продукции военного назначения». 

Они отчасти повторяют ограничения от 1967 года (кроме пункта про коммунистические государства), но новые положения в них также присутствуют. В случаях, когда передача оружия способствует миру и международному сотрудничеству, а также укреплению безопасности Японии, экспорт вооружения может быть осуществлен, но только после тщательной проверки. 

Согласно новым принципам, существует пять категорий техники, которые японские фирмы могут отправлять за рубеж — туда входят спасательная, транспортная, наблюдательная и противоминная продукция военного назначения.

Приход к власти нового премьер-министра Фумио Кисиды ознаменовал продолжение политики Абэ. В 2022 году была опубликована новая стратегия национальной безопасности Японии, где в приоритет ставится и содействие передачи оборонной техники другим государствам. Правящая партия, инициируя сейчас изменения в экспортных ограничениях, руководствуется именно этим положением стратегии. 

Какое оружие может передавать Япония и кому? 

В Японии, как наверное и везде, оружие делится на нелетальное и летальное. Первая категория подразумевает под собой радиолокационные станции, катера для использования, например, в службах береговой охраны, каски, бронежилеты и так далее. Вторую же категорию можно условно разделить на два вида – оружие, которое производится в Японии по лицензии от других государств, и вооружение, основанное на местных технологиях. 

Чаще всего реципиентами военной помощи являются страны Юго-Восточной Азии — Филиппины, Вьетнам, Индонезия, Малайзия. Именно на государства этого региона ориентируется правительство. В одном из недавно принятых документов, касающихся обороны Японии, упоминается, что страна будет содействовать передаче оружия государствам АСЕАН — Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, куда входят, в том числе, Филиппины и Малайзия.

В данный момент активное развитие получает запущенная этой весной программа Official Security Assistance (OSA). В ее рамках Япония может предоставлять финансовую помощь в сфере обороны дружественным государствам. Пока эта программа предназначена для передачи нелетальной военной продукции, по типу РЛС и катеров. Упор здесь делается на страны АТР, такие как Филиппины, Малайзия и Фиджи, однако не стоит исключать вероятность, что в будущем японскую помощь будут получать государства и в других регионах.

Кому выгоден пересмотр политики?

Во-первых, японским военно-промышленным компаниям. К таким фирмам традиционно относятся Kawasaki Heavy Industries, Mitsubishi Heavy Industries, IHI Corporation и другие.

Здесь важно понимать, что сфера производства японской военной техники на экспорт в данный момент не очень развита. Вышеупомянутые компании примерно 95% прибыли получают именно из гражданского сектора. Для стимулирования производства техники на экспорт государство планирует создать фонд на 40 миллиардов йен для поддержки компаний в сфере ВПК. 

Однако, изначальная задумка по стимулированию конкуренции в области производства оружия с помощью такой маленькой суммы не будет реализована в жизнь — многие некрупные компании попросту не захотят производить технику на экспорт из-за финансовых рисков. Так происходило на протяжении уже долгого времени — именно поэтому японская индустрия продукции военного назначения не получала нужного ей развития. Можно предположить, что финансы пойдут в карман именно крупным компаниям, которые имеют наработки и технологии, подходящие для экспорта на внешний рынок. 

Во-вторых, само правительство Японии получит определенные выгоды. В данный момент страна распространяет военное влияние в АТР – помимо уже упомянутой передачи техники, японские Силы самообороны являются частыми гостями учений со странами Юго-Восточной Азии.

Все это поддерживает нарратив о «китайской угрозе», которым правительство оправдывает не только пересмотр политики в сфере вооружения, но и начавшуюся совсем недавно милитаризацию страны. Новый рекордный бюджет в сфере обороны на 2024 году яркое тому подтверждение.

Сможет ли летальное оружие попасть в Киев?

Дискуссии об этом идут с прошлого года. Правящая Либерально-демократическая партия выступает за пересмотр имеющихся ограничений. Однако партнер по коалиции, партия Комейто, высказывается против таких мер, оправдывая свою позицию своими пацифистскими убеждениями. 

Ходят слухи, что в декабре члены правящей коалиции договорились разрешить поставки оборонной техники для всех стран, на которых, по мнению Японии и в соответствии с международным правом, было совершено нападение. Однако ЛДП и Комейто все еще не пришли к консенсусу по нескольким важным вопросам, включая расширение списка доступных для экспорта категорий вооружения, поэтому дебаты продолжаются до сих пор. 

Вероятность полного снятия экспортных ограничений остается достаточно малой не только из-за позиции Комейто. Поставки оружия Киеву поддерживаются только малым процентом населения. ЛДП сейчас точно не будет активно продвигать свою инициативу, учитывая то, что месяц назад у партии был самый низкий рейтинг одобрения с момента возврата к власти в 2012 году. Всему виной крупный коррупционный скандал, участниками которого стали политики из ЛДП. Поэтому в ближайшее время, скорее всего, подвижек в этом направлении ожидать не стоит. 

Но означает ли, что Киев не может получить летальное оружие от Японии? Можно предположить, что в случае крайней необходимости, а также после убеждений США, Токио не откажется помогать Киеву. Так, например, в прошлом декабре издание Nikkei писало, что японские законодатели собираются поставить произведенные в Японии ракеты Patriot в США – беспрецедентный шаг для страны, откуда в штаты шли только запчасти для оружия. Некоторым кажется, что такие меры предпринимаются для того, чтобы больше американского оружия ушло в Киев. 

Здесь можно провести параллель с Южной Кореей — официально страна не поставляет летальное оружие Киеву, так как это запрещено южнокорейским законом. Но некоторые источники говорят о другом. 

В декабрьской статье The Washington Post утверждается, что Сеул поставил Киеву больше артиллерийских боеприпасов, чем все страны Европы. Наша команда еще весной этого года писала о схеме передачи южнокорейских боеприпасов Киеву транзитом через США или Германию. 

Можно предположить, что подобный пересмотр политики продавили Соединенные Штаты из-за нехватки мощностей западного ВПК. Важную роль здесь играет и тот факт, что Япония является единственным членом G7, который не поставляет Киеву летальное оружие. В тоже время Токио было официально разрешено покупать российские энергоресурсы, не учитывая введенный этой организацией потолок цен. Звучит очень непрестижно, ведь Япония является основным союзником США в регионе.

Япония, возможно, расплачивается за такое привилегированное положение. Так, например, в уже упомянутой стратегии безопасности страны Россия упоминается в качестве одного из вызовов, но не для Токио, а для европейского региона. Приоритетными угрозами по-прежнему остаются Китай и КНДР.

Однако недооценивать угрозу все равно не стоит. Япония, имеющая очевидную зависимость от США в плане обороны и играющая более важную роль в безопасности региона, представляет собой вызов для России. Особенно если учитывать факт географической близости страны к российским границам, а также территориальный спор за некоторые острова Курильской гряды.

Добавить комментарий

Важные материалы

Как жить без России: что останется от армянской экономики

Экономическая ситуация в Армении пока не является критической, но на фоне стремительно развивающегося политического кризиса может резко ухудшиться без возможности...

Кто стоит за проектом “Мавен”?

Одним из наиболее крупных американских проектов в области создания беспилотников с ИИ является Project Maven. Это программа Пентагона по созданию...

Об истинных целях атак на российские НПЗ и почему к санкциям надо отнестись всерьез

Помощник госсекретаря США по энергетическим ресурсам Джеффри Пайетт в очередной раз высказался об усилении давления на экономику РФ. По его...

Кто стоит за атаками на российские НПЗ?

После атак на российские НПЗ, к нашему удивлению, значительная часть экспертов по энергетике заявила о «некритичности ущерба». Далее последовали отчеты...

Как британские компании осваивают ресурсы Казахстана

Мы неоднократно поднимали тему распродажи ресурсов и инфраструктурных активов Казахстана иностранным компаниям. Эти, на первый взгляд, разрозненные истории о портах, аэропортах, объектах энергетики, водоснабжения и логистики не давали полной картины…

Последствия удара ВС РФ 22 марта 2024 для энергосистемы Украины

Инфографика в высоком разрешении English version Удар ВС РФ 22 марта 2024 года по территории т.н. Украины был примечательным во...

Российские активы за рубежом – украсть нельзя вернуть

Где поставить запятую – дилемма для англосаксонского истеблишмента. Уже более 2х лет лучшие юристы и финансисты ломают голову над тем, как оформить изъятие замороженных активов РФ и при этом не потерять…

Последствия удара ВС РФ по ДнепроГЭС 22 марта 2024

22 марта 2024 года ДнепроГЭС остановила работу. Гендиректор «Укргидроэнерго» поспешил заявить, что на восстановление потребуются «не месяцы, а годы».

Атаки на российские НПЗ: возможные последствия и варианты противодействия

Атаки украинских беспилотников являются частью многодоменной войны, которую коллективный Запад ведет через своих прокси. Беспилотные системы вооружений являются перспективным направлением...

«Опасный треугольник»: почему британские эксперты опасаются Сербии, Венгрии и Республики Сербской?

Королевский институт оборонных исследований (RUSI) на прошлой неделе опубликовал доклад об угрозах стабильности Западных Балкан. По мнению сотрудников британского think...