- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Азия
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Аргентина
- Армения
- Афганистан
- Африка
- Бангладеш
- Белоруссия
- Бенин
- Ближний Восток
- Болгария
- Боливия
- Босния и Герцеговина
- Ботсвана
- Бразилия
- Буркина-Фасо
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Весь мир
- Восточная Африка
- Восточная Европа
- Вьетнам
- Габон
- Гайана
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Джибути
- ДРК
- Египет
- ЕС
- Замбия
- Западная Африка
- Западная Европа
- Западная Сахара
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Иран
- Испания
- Италия
- Йемен
- Йемен
- Кавказ
- Казахстан
- Камерун
- Канада
- Катар
- Кения
- Кипр
- Киргизия
- Китай
- КНДР
- Колумбия
- Конго
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Латинская Америка
- Либерия
- Ливан
- Ливия
- Литва
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Марокко
- Мексика
- Мозамбик
- Молдавия
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- НАТО
- Нигер
- Нигерия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Норвегия
- ОАЭ
- Оман
- ОТГ
- Пакистан
- Палестина
- Панама
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Польша
- Прибалтика
- Приднестровье
- Россия
- Руанда
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сахель
- Северная Америка
- Северная Африка
- Северная Европа
- Сенегал
- Сербия
- Сингапур
- Сирия
- Словакия
- Сомали
- Средняя Азия
- Судан
- США
- Сьерра-Леоне
- Таджикистан
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тунис
- Туркмения
- Турция
- Уганда
- Узбекистан
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Центральная Азия
- Центральная Европа
- Центральная и Южная Африка
- ЧАД
- Черногория
- Чехия
- Чили
- Швейцария
- Швеция
- Эквадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Америка
- Южная Европа
- Южная Корея
- Южный Судан
- Япония
Кто стоит за атаками на российские НПЗ?
После атак на российские НПЗ, к нашему удивлению, значительная часть экспертов по энергетике заявила о «некритичности ущерба». Далее последовали отчеты представителей ТЭК о том, что все повреждения отремонтируют в течение двух месяцев. Мировые цены на нефть пошли вверх, в стране наблюдается небольшой дефицит топлива. Внимание общественности переключилось на кровавый теракт в «Крокусе», и обсуждение атак на топливно-энергетическую инфраструктуру почти затихло.
Но вопросы, которые должны были задать профессионалы, так и не были подняты ни в публичном поле, ни в рамках деятельности профильных министерств и ведомств. И вопросы эти совершенно не праздные:
– откуда конкретно были запущены БЛА?
– какие личности стоят за пусками (поименно)?
– как дроны смогли преодолеть огромное расстояние в условиях активной работы российской ПВО и РЭБ?
– были ли использованы в беспилотниках алгоритмы ИИ?
– каким образом удалось навести беспилотники точно на установки первичной переработки нефти и крекинга? Это достаточно непростая задача, принимая во внимание размеры НПЗ и количество размещенного на их территории оборудования.
Ранее мы подробно разбирали значимые проекты в области беспилотных систем вооружения, которые реализуют на территории «полигона Украина» специалисты Google и представители Британии. Поэтому наша команда постарается частично ответить на вопросы выше и внести некоторую ясность в теме применения противником подобных беспилотных систем.
Инфографика в высоком разрешении
Беспилотный стартап
Вскоре после атаки на российские НПЗ в сети появились новости об участии некого стартапа в подготовке налетов, а затем и сообщение от лица руководителей компании по производству беспилотников на т. н. Украине. Это компания Terminal Autonomy. [если вдруг у кого-то возникнет желание пообщаться лично, вот контакты – Terminal Autonomy Inc, 8, Kniaziv Ostrozkykh St, Kyiv, 01010, Ukraine]
На сайте можно увидеть фото нескольких моделей беспилотников, явно произведенных не на серьезном производстве, а также личности двух молодых людей в качестве руководителей.
Кто такие? Чем известны?
Франческо Сьерра-Мартинес – Chief Executive Officer, судя по данным соцсетей, находится в Киеве и с гордостью заявляет на своей странице в LinkedIn о том, как успешно дроны наносят ущерб российским НПЗ. Однако на своем сайте этот персонаж старается выглядеть более благопристойно и позиционирует себя специалистом по ИИ.
В его послужном списке создание стартапа Sonder Design, основной разработкой которого является клавиатура для геймеров с использованием технологии E Ink. Этот австралийский стартап был куплен компанией Foxconn в 2019 году, в результате чего Франческо даже отметили в Forbes. И вот год назад это юное дарование оказалось на т. н. Украине в качестве руководителя предприятия по производству БЛА. Вернее, там он отвечает за электронику и ИИ, а производством занимается Роман Антонов – Chief Technology Officer.
Офис и сборочное производство находятся в Киеве, а штаб-квартира Terminal Autonomy — в Калифорнии. На странице компании указано количество персонала от 51 до 200 человек и контакты
Кто оплачивает их работу?
Франческо указывает, что год назад его нанял на работу некий суверенный фонд, специализирующийся на ИИ и робототехнике. Пока мы еще не установили всю цепочку владения этим предприятием, но совершенно не удивимся, если им окажется Фонд восстановления т. н. Украины, созданный Black Rock.
В сухом остатке были привлечены стартаперы для тестирования сырой технологии ИИ в боевых условиях. А оплачивают эти эксперименты из структуры, в которую перемещают оставшиеся активы т. н. Украины в качестве обеспечения по предоставляемым западными партнерами кредитам.
Причем тут ИИ и как он работает?
В медиа ИИ до сих пор преподносят с налетом магии, поскольку технология достаточно новая и общественность склонна преувеличивать ее возможности. Поэтому необходимо пояснить как обработка и анализ данных может быть применена в боевой обстановке. В данном случае мы позволим себе привести немного упрощенное определение работы ИИ в этом направлении [напомним, у нас не научный канал — мы говорим о сложном просто].
Сама концепция Autonomy AI предполагает отход от управления транспортными средствами, военной техникой и БЛА по командам оператора через спутниковый или иной канал. В частности, та же сеть GPS не везде доступна, а разные сигналы можно перехватить, подавить или подменить (spoofing). Часто в подобных изделиях применяют автономные инерциальные навигационные системы на основе гироскопов и датчиков угловых скоростей, однако в последнее время разработчики все чаще уделяют внимание «машинному зрению». В частности, сейчас разрабатываются различные модели ИИ для грузового транспорта, портовых судов и спецтехники. С примерами можно ознакомиться, например, вот здесь.
В конкретно данном случае система создает достаточно точную карту окружающей обстановки в реальном времени и действует исходя из полученной информации. Именно этим и занимаются стартаперы в Киеве: взяв за базу алгоритмы для транспорта, они адаптируют эту технологию для беспилотников. Для системы датчиков и камер не важно, перемещается ли транспортное средство по дороге или летит в воздухе на предельно малой высоте — вопрос в производительности вычислительной машины и корректной передачи сигналов управления.
В Пентагоне сейчас также активно работают над внедрением системы принятия решений на основе ИИ в боевой обстановке, а другие более сложные системы сейчас тестируются на Ближнем Востоке.
Как принципиально построен механизм наведения?
Поскольку в системах на базе автономного ИИ отсутствует оператор, необходимо заранее создать массив объектов, которые им необходимо корректно анализировать и распознавать. Сюда входят все постройки, детали ландшафта, объекты технического назначения, транспортные средства, растительность. Информация поступает в систему с внешних видеокамер, компаса, лидара, ИК-датчика, измерителя скоростей и других, а затем сопоставляется с массивом данных в базе. На основании сравнения принимается решение об изменении или сохранении параметров маршрута.
Для корректной работы грузового транспорта нужно создать «коридор объектов» в рамках которого автономная система сможет корректно ориентироваться. Для наведения беспилотника, например на НПЗ, необходимо также построить аналогичный маршрут, включив туда также места расположения позиционных районов ПВО и собственно модель самого НПЗ.
Последнее предполагает самое активное участие американских специалистов из компаний, поставляющих оборудование для НПЗ, прежде всего — Honeywell International Inc и ее дочерней фирмы UOP. Для того, чтобы дрон в автономном режиме попал в турбину, установку первичной переработки нефти или каталитического крекинга, должна быть создана достаточно точная 3D модель объекта с указанием «конечной точки» маршрута. Это затруднительно сделать без технической документации объекта и оборудования, большая часть которого защищена патентами и не находится в открытом доступе.
Кроме непосредственно модели НПЗ, необходимо в высоком разрешении отснять весь маршрут и в цифровом виде загрузить в память системы. Идеально также отсканировать местность с использованием лидара или спутников дистанционного зондирования Земли, либо использовать существующие цифровые карты для создания «коридора объектов».
Выводы
Противник обладает достаточно полной информацию о возможностях российских систем ПВО и РЭБ, поэтому активно ищет различные пути и способы поражения объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры России. В качестве одного из решений сейчас используются беспилотные системы с применением уже готовых моделей ИИ для гражданского транспорта, адаптируемых для нанесения ударов.
Наличие в сети полной информации по стартаперам, скорее, свидетельствует о том, что они являются пробным проектом для тестирования моделей ИИ в целях более крупных игроков, прежде всего — Google и Пентагона.
Игнорирование реальной угрозы для российских НПЗ может привести к дефициту топлива, что ударит по экономике. Рассуждения на тему «некритичности ущерба» являются непрофессиональными и впоследствии могут привести к еще большим потерям.
В условиях грядущего более широкого применения противником ударных дронов с технологиями «машинного зрения» важно скорректировать подходы к организации мер противодействия и охране стратегически важных объектов. Помимо создания рабочей системы оповещения и контроля воздушной обстановки, а также усилением средств ПВО за счет мобильных стрелковых отрядов, целесообразно применить и другие меры. В их числе — ужесточение уголовного наказания за фото-видео съемку, лазерное сканирование и другие действия, которые могут быть использованы для создания «коридора объектов» и реалистичных моделей самих объектов. В первую очередь это касается «ценных специалистов» из Средней Азии, которых в последнее время активно вербует противник для выполнения своих задач.
Также есть смысл воспользоваться уязвимостями алгоритмов распознования и замаскировать внешний вид ключевого оборудования вплоть до нанесения «ослепляющего камуфляжа». Это не является панацеей в случае наличия у боеприпаса инерциальной системы или наведения по другому каналу, однако позволяет дополнительно снизить вероятность точного попадания.
На примере Terminal Autonomy мы видим эффективную работу стартапов и Пентагона, поэтому хотелось увидеть подобное сотрудничество и у нас. Талантливые команды, которые доказали свою эффективность в создании беспилотных систем сейчас особенно нуждаются в поддержке. Противостояние выходит на новый уровень и требует большей гибкости и разнообразия средств ведения боя. В частности, в России есть фирмы, которые занимаются внедрением систем искусственного интеллекта в той же сфере транспорта и обладают соответствующими компетенциями. И есть повод наладить сотрудничество с этими компаниями для использования их наработок в военных целях.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Важные материалы
Который день бурно обсуждается судьба Агентства США по международному развитию (USAID), вредительская деятельность коего стала объектом агрессивных нападок со стороны...
Президентские выборы в Польше в 2025 году называют «решающим моментом» для политического будущего страны. Они определят основное направление риторики —...
Никогда такого не было и вот опять: одни журналисты обвинили других в продажности и ангажированности. Оказалось, что всемирно известная ассоциация...
Политический кризис в Германии достиг верхней точки, в результате чего Бундестаг 16 декабря вынес вотум недоверия канцлеру Олафу Шольцу и...
Последнее время Арктика всё чаще так или иначе попадает в новостную повестку: активность в этой части света по своей интенсивности...
17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,...
Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...
Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...
В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...
Здравствуйте.
1. 3Д модель строить не требуется. Все иностранные проектировщики уже давно работают в 3Д. Поэтому если установка спроектирована иностранным лицензиаром, то модель уже разработана.
2. Ключевые болевые точки установок также искать не требуется.
У каждого ОПО есть декларация промышленной безопасности, в которой такие узлы и последстви определены. Декларации регистрируются в РГТИ. И ранее точно находились в открытом доступе.