«Власти Бельгии плохо скрывают военную помощь своей бывшей колонии»
В разгар очередного наступления боевиков «Движения 23-го марта» (М23) на востоке ДР Конго из небытия вернулись старые «союзники» правительства — бельгийцы.
Инфографика в высоком разрешении
English version
Власти Брюсселя в течение последних трёх лет всячески отрицали военную помощь конголезцам. Однако сейчас положение ВС ДРК настолько пошатнулось, что бельгийцы заметно зашевелились, чем и выдали себя.
Началось всё с визита Тео Франкена, министра обороны Бельгии, в Киншасу 1 декабря. Поездка была публичной, но неожиданной — её якобы «удачно встроили в график министра», который в это время как раз был с визитом в Габоне, где проходят ежегодные учения Tropical Storm.
И вот через несколько дней в небе над ДРК появляется редкий, но уже ожидаемый гость — военно-транспортный самолёт Airbus A400 Atlas ВВС Бельгии с бортовым номером CT-07, совершивший по стране большое путешествие.
Куда и зачем прилетел бельгийский транспортник?
6 декабря самолёт прибыл из габонского Либревиля в Киншасу, где надолго не задержался. Отметим, что бельгийских официальных лиц в столице на тот момент уже не было.
В тот же день бельгийские пилоты взяли курс на Лубумбаши — крупный город на самом юге ДРК, где располагается одна из крупнейших в стране военных баз, где размещены в том числе иностранные военнослужащие и инструкторы.
7 декабря самолёт вылетел из Лубумбаши в Кинду — городок, который является важнейшим военно-логистическим узлом. Отсюда в близлежащие Северное и Южное Киву уходят основные военные конвои.
После разгрузки в Кинду самолёт взял обратный курс и вечером приземлился в Лубумбаши, откуда на следующий день улетел за границу без дозаправки в Киншасе.
География полётов явно указывает на то, что бельгийцы привезли на две ключевые военные базы свежие партии продукции военного назначения — экипировку, а также средства связи и разведывательное оборудование. Кадры с аналогичными бельгийскими грузами, ранее доставленными по суше, засветились в репортаже местного телевидения.
Почему сейчас, и именно по воздуху?
Наиболее реалистичная версия — нарушение сухопутной логистики из Бурунди из-за успешного прорыва боевиков к городу Увира. Именно через Бурунди шли бельгийские грузы, прибывающие из Антверпена в танзанийские порты.
Кроме того, могла потребоваться срочная заброска натовских военных инструкторов.
Бельгийцы, оставаясь в тени более крупных игроков из Вашингтона и Парижа, пытаются сохранить статус «надёжного партнёра» конголезских властей. Дело, конечно, не в желании победить боевиков М23, а в возвращении конфликта в привычное им управляемое и вялотекущее состояние.
Пока армия так или иначе зависит от брюссельских поставок, очень удобно манипулировать местными элитами, заставляя их вернуться к старой, колониальной модели отношений.