- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Азия
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Аргентина
- Армения
- Афганистан
- Африка
- Бангладеш
- Белоруссия
- Бенин
- Ближний Восток
- Болгария
- Боливия
- Босния и Герцеговина
- Ботсвана
- Бразилия
- Буркина-Фасо
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Весь мир
- Восточная Африка
- Восточная Европа
- Вьетнам
- Габон
- Гайана
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Джибути
- ДРК
- Египет
- ЕС
- Замбия
- Западная Африка
- Западная Европа
- Западная Сахара
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Иран
- Испания
- Италия
- Йемен
- Йемен
- Кавказ
- Казахстан
- Камерун
- Канада
- Катар
- Кения
- Кипр
- Киргизия
- Китай
- КНДР
- Колумбия
- Конго
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Латинская Америка
- Либерия
- Ливан
- Ливия
- Литва
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Марокко
- Мексика
- Мозамбик
- Молдавия
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- НАТО
- Нигер
- Нигерия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Норвегия
- ОАЭ
- Оман
- Пакистан
- Палестина
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Польша
- Прибалтика
- Приднестровье
- Россия
- Руанда
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сахель
- Северная Америка
- Северная Африка
- Северная Европа
- Сенегал
- Сербия
- Сингапур
- Сирия
- Словакия
- Сомали
- Средняя Азия
- Судан
- США
- Сьерра-Леоне
- Таджикистан
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тунис
- Туркмения
- Турция
- Уганда
- Узбекистан
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Центральная Азия
- Центральная Европа
- Центральная и Южная Африка
- ЧАД
- Черногория
- Чехия
- Чили
- Швеция
- Эквадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Америка
- Южная Европа
- Южная Корея
- Южный Судан
- Япония
Как Франция контролирует экономики бывших колоний в Африке
Захваты власти, протесты, требования региональной независимости в Африке в последнее время часто освещаются в медиа. Фокус внимания в основном смещен на политические высказывания властей, военные действия и очаги протестного движения. Но за этим, естественно, стоят экономические интересы более крупных игроков, в том числе из Франции.
Некоторые африканские страны продолжают платить так называемые колониальные налоги во французскую казну, а многие инструменты контроля над экономиками африканских стран, ставшие основной политики «Франсафрик», действуют и по сей день. И несмотря на декларируемый правительством Макрона отказ от прежнего внешнеполитического курса и вывод военных контингентов, ослаблять экономический контроль никто не собирается.
Для общего контекста, для начала рассмотрим то, как французские власти с середины 20-го века устанавливали новую систему экономических отношений после обретения формальной независимости бывшими колониями.
Как французская элита гасила попытки избавиться от колониализма
Когда в 1958 году Секу Туре из Гвинеи решил выйти из-под власти французской колониальной империи и провозгласил независимость страны, колониальная элита в Париже пришла в ярость. Французская администрация в Гвинее уничтожила в стране все, что представляло, по их мнению, выгоду от колонизации.
Три тысячи французов покинули страну, забрав все свое имущество и уничтожив все, что нельзя было забрать: школы, детские сады, здания администрации были разгромлены; автомобили, книги, лекарства, различные приборы и сельхозтехника были приведены в негодность; лошади, коровы на фермах были убиты, а продукты на складах сожжены или отравлены.
Цель заключалась в том, чтобы дать понять всем остальным колониям, что последствия отторжения Франции будут очень велики.
Никто из африканских правителей после событий в Гвинее не нашел в себе мужества последовать примеру Секу Туре.
Сильванус Олимпио, первый президент Республики Того, крошечной страны на западе Африки, нашел с французами промежуточное решение.
Он не хотел, чтобы его страна оставалась французским доминионом, поэтому отказывался подписывать предложенные де Голлем соглашения о сотрудничестве в военной и экономической сферах, но согласился выплачивать Франции ежегодный долг за так называемые выгоды, полученные Того от французской колонизации.
Это было единственным условием, чтобы французы не разрушили страну перед уходом. Однако сумма, подсчитанная Францией, была настолько велика, что возмещение так называемого “колониального долга” составило в 1963 г. почти 40% бюджета страны.
Финансовое положение нового независимого Того было очень нестабильным, поэтому, чтобы выйти из положения, Олимпио решил вывести из обращения французские колониальные деньги FCFA (франк для французских африканских колоний) и выпустить в обращение собственную валюту.
13 января 1963 г., через три дня после того, как он начал печатать собственную валюту, отряд неграмотных солдат, поддерживаемых Францией, убил первого избранного президента новой независимой Африки. Убийство Олимпио совершил бывший сержант французского Иностранного легиона по имени Этьен Гнассингбе, который якобы получил от местного французского посольства вознаграждение в размере $612 за работу киллера.
30 июня 1962 г. Модибо Кейта, первый президент Республики Мали, принял решение об отказе от французской колониальной валюты FCFA, которая была навязана 12 новым африканским странам. Для малийского президента, который больше склонялся к социалистической экономике, было очевидно, что договор о продолжении колонизации с Францией – это ловушка и бремя для развития страны.
19 ноября 1968 г. Кейта, как и Олимпио, станет жертвой переворота, совершенного другим бывшим французским легионером, лейтенантом Муссой Траоре.
Франция неоднократно использовала бывших иностранных легионеров для совершения переворотов против избранных президентов:
- 1 января 1966 г. Жан-Бедель Бокасса, бывший французский иностранный легионер, совершил переворот против Давида Дако, первого президента Центральноафриканской Республики.
- 3 января 1966 г. Морис Ямеого, первый президент Республики Верхняя Вольта, (ныне Буркина-Фасо), стал жертвой переворота, совершенного Абубакаром Сангуле Ламизана, бывшим французским легионером, воевавшим вместе с французскими войсками в Индонезии и Алжире против независимости этих стран.
- 26 октября 1972 г. Матье Кереку, работавший охранником президента Юбера Мага, первого президента Республики Бенин, совершил переворот против президента, так как в 1968-1970 гг. он учился во французской системе военной подготовки.
И таких примеров еще много.
В марте 2008 года бывший президент Франции Жак Ширак сказал: “Без Африки Франция скатится в ранг стран третьего мира”. Предшественник Ширака Франсуа Миттеран уже пророчествовал в 1957 году, что: “Без Африки у Франции не будет истории в XXI веке”.
Финансовая сторона вопроса
На сегодня 14 африканских стран в рамках серии двусторонних соглашений обязаны размещать 85% своих золотовалютных резервов в центральном банке Франции под контролем министра финансов Франции. До сих пор Того и еще около 13 африканских стран должны выплачивать колониальный долг Франции. Африканские лидеры, которые отказываются, погибают, сталкиваются с санкциями или становятся жертвами переворота. Те, кто подчиняется, получают поддержку и вознаграждение от Франции в виде роскошного образа жизни, в то время как их народ живет в крайней нищете и отчаянии.
Эта порочная система иногда осуждается даже Европейским союзом (без каких либо последствий), но власти Франции не готовы отказаться от колониальных отношений, которые из года в год приносят в казну около $500 миллиардов долларов.
Африканских лидеров часто обвиняют в коррупции и служении интересам западных стран, но такому поведению есть четкое объяснение. Они ведут себя так, потому что боятся быть убитыми или стать жертвой переворота. Они также хотят, чтобы в случае агрессии или неприятностей их поддержало могущественное государство. Но, в отличие от поддежки дружественной страны, западная защита часто предлагается в обмен на отказ от служения интересам своего народа.
В 1958 году Леопольд Седар Сенгор, напуганный последствиями выбора независимости от Франции, заявил: “Выбор сенегальского народа – независимость; он хочет, чтобы она состоялась только в дружбе с Францией, а не в споре”.
С этого момента Франция признавала лишь “независимость на бумаге” своих колоний, но подписывала обязательные “Соглашения о сотрудничестве”, подробно определявшие характер их отношений с Францией, в частности, привязку к колониальной валюте Франции (франку), французской системе образования, военным и торговым преференциям.
Как работает колониальная система сегодня?
Ниже приведены 11 основных компонентов, фигурирующих в двусторонних соглашениях между Францией и бывшими африканскими колониями с 1950-х годов:
1. Колониальный долг за блага от колонизации
Новые “независимые” страны должны оплачивать инфраструктуру, созданную Францией в стране во время колонизации.
Общий объем “колониальных выгод” и условия выплаты на сегодня не представляется возможным определить даже оценочно, в силу большой фрагментированности и закрытости информации.
2. Контроль и управление национальными резервами
Африканские страны должны депонировать свои национальные денежные резервы Центральный банк Франции.
С 1961 года Франция хранит национальные резервы 14 африканских стран: Бенина, Буркина-Фасо, Гвинеи-Бисау, Кот-д’Ивуара, Мали, Нигера, Сенегала, Того, Камеруна, Центральноафриканской Республики, Чада, Республики Конго, Экваториальной Гвинеи и Габона.
Вот цитата представителя ЦБ Франции: ”Денежно-кредитная политика, регулирующая столь разнородное объединение стран, не вызывает затруднений, поскольку фактически проводится Казначейством Франции без участия центральных фискальных органов стран WAEMU и CEMAC. По условиям соглашения о создании этих банков и франка CFA Центральный банк каждой африканской страны обязан хранить не менее 65% своих валютных резервов на “операционном счете” в Казначействе Франции, а также еще 20% для покрытия финансовых обязательств”.
ЦБ Франции также устанавливает лимит на предоставление кредитов каждой стране-участнице, равный 20% от государственных доходов этой страны за предыдущий год. Несмотря на то, что BEAC и BCEAO имеют овердрафтную кредитную линию с Казначейством Франции, использование этих овердрафтов осуществляется с согласия Казначейства Франции. Последнее слово остается за французским казначейством, которое от своего имени инвестирует иностранные резервы африканских стран на Парижской бирже.
Проще говоря, более 80% иностранных резервов этих африканских стран размещены на “операционных счетах”, контролируемых французским казначейством. Африканские ЦБ являются африканскими лишь по названию, но не имеют собственной денежно-кредитной политики. Сами страны не знают и им не сообщают, какая часть пула иностранных резервов, хранящихся в казначействе Франции, принадлежит им в целом или по отдельности.
Предполагается, что доходы от инвестирования этих средств в пул французского казначейства добавляются к нему, однако ни банки, ни страны не сообщают о деталях таких изменений. По данным экономиста Гэри К. Буша, ограниченной группе высокопоставленных чиновников французского казначейства, которым известно, какие суммы находятся на “операционных счетах”, куда вкладываются эти средства и есть ли прибыль от этих вложений, запрещено раскрывать любые из этих сведений центральным банкам африканских государств.
Африканские страны не имеют доступа к этим деньгам. ЦБ Франции разрешает им использовать только 15% средств в год. Если им нужно больше, то они вынуждены занимать дополнительные деньги из своих собственных 65% у французского казначейства по коммерческим ставкам.
Но это еще не все. ЦБ Франции установил лимит на сумму, которую страны могут взять из резерва. Лимит установлен на уровне 20% от государственного дохода страны за предыдущий год. Если странам необходимо занять более 20% собственных средств, Франция имеет право вето.
Бывший президент Франции Жак Ширак в интервью затронул тему денег африканских стран в банках Франции. Краткое резюме его выступления: “Мы должны быть честными и признать, что большая часть денег в наших банках поступает именно от эксплуатации африканского континента”.
3. Право первоочередного выкупа любого сырья или природного ресурса, обнаруженного на территории страны
Франция имеет первоочередное право на покупку любых природных ресурсов, обнаруженных на землях ее бывших колоний. И только после того, как Франция скажет: “Мне это не интересно”, африканским странам разрешается искать других партнеров.
4. Приоритет французских интересов и компаний при государственных закупках и публичных торгах
При заключении государственных контрактов французские компании должны рассматриваться в первую очередь, и только после этого африканские страны могут искать других партнеров. При этом не имеет значения, могут ли африканские страны получить лучшее соотношение цены и качества в другом месте.
Как следствие, во многих бывших французских колониях все основные экономические активы стран находятся в руках французских экспатриантов. Например, в Кот-д’Ивуаре французские компании владеют и контролируют все основные коммунальные предприятия – водоснабжение, электроснабжение, телефонную связь, транспорт, порты и крупные банки. То же самое в торговле, строительстве и сельском хозяйстве.
Крайне противоречивые чувства также вызывают сведения о том, что всего 450 французских солдат в Кот-д’Ивуаре могут контролировать население в 20 миллионов человек.
5. Исключительное право на поставку военной техники и подготовку военных кадров для страны
Через сложную схему стипендий, грантов и “оборонных соглашений” африканцы должны отправлять своих старших офицеров на обучение во Францию или на французские учебные базы.
Сейчас ситуация на континенте такова, что Франция подготовила тысячи лояльных военнослужащих, готовых действовать в интересах метрополии, когда это потребуется.
6. Право Франции на предварительную дислокацию войск и военное вмешательство в дела страны для защиты своих интересов
Согласно так называемым “Оборонным соглашениям” Франция имела законное право на военное вмешательство в дела африканских стран, а также на постоянное размещение войск на базах и военных объектах в этих странах, полностью находящихся в ведении французов.
Когда президент Кот-д’Ивуара Лоран Гбагбо попытался положить конец французской эксплуатации страны, Франция организовала переворот. В ходе длительного процесса по свержению Гбагбо французские танки, вертолеты и спецназ непосредственно вмешивались в конфликт и стреляли по мирным жителям.
К этому следует добавить, что, по оценкам экономистов, французские деловые круги потеряли несколько миллионов долларов, когда в 2006 г. в спешке покидая Абиджан, французская армия расправилась с 65 безоружными мирными жителями и ранила 1200 человек.
После того как в стране произошел переворот и власть перешла к Алассану Уаттаре, Франция потребовала выплатить компенсацию французским деловым кругам за потери, понесенные в ходе гражданской войны.
Впоследствии, правительство Уаттары выплатило им вдвое больше, чем они потеряли при уходе.
7. Обязательство сделать французский язык официальным языком страны и языком образования
Была создана организация по распространению французского языка и культуры под названием “Франкофония” курируемая Министерством иностранных дел Франции. Кроме этого в регионе существует множество языков и наречий, в которых присутствуют заимствованные французские слова. Количество заимствований разнится по регионам и степени изолированности местных этносов. Но важным элементом влияния в данном случае является сам факт присутствия французских слов в местных языках. Это создаёт основу для последующей интеграции местной общественной и культурной жизни в сферу влияния Франции.
8. Обязательство использовать колониальные деньги Франции FCFA
Это настоящая дойная корова для Франции, поскольку заставляет африканские страны фактически абсорбировать часть внутренней инфляции Франции. Только манипуляции с африканскими резервами приносят в казну Франции около $500 млрд в год.
9. Обязанность направлять во Францию ежегодный отчет о балансе и резервах
Без отчета – никаких денег. Секретарем Центральных банков бывших колоний, а также секретарем двухгодичного совещания министров финансов бывших колоний является Центральный банк Франции.
10. Отказ от вступления в военный союз с любой другой страной без разрешения Франции
Африканские страны в целом имеют меньше всего региональных военных союзов. Большинство стран имеют военные союзы только со своими бывшими колонизаторами.
В случае с бывшими колониями, представители Франции запретили этим странам искать другие военные союзы, кроме того, который им предложила Франция.
11. Обязательство союзничества с Францией в условиях войны или глобального кризиса
Более миллиона африканских солдат принимали участие в битвах времен Второй мировой войны. Их вклад часто игнорируется или преуменьшается. Однако именно во французской экваториальной Африке расположился штаб де Голля и Свободной Франции, а десятки тысяч африканцев сыграли немалую роль в военных операциях против вишистского режима (правда, впоследствии сам де Голль и французская элита этот факт всячески игнорировали). В то же время во Франции понимают, что африканцы могут пригодиться в случае вооруженных конфликтов с участием французской армии.
Влияние католической церкви в сфере интересов Франции в Африке
Франция это католическая страна, и ее конфессиональная экспансия на Черном континенте проводится при активной поддержке Ватикана. Методы продвижения католицизма имеют глубокую историю, тесно связаны с работой инквизиции и ориентированы прежде всего на подавление и контроль местного населения. В колониальную эпоху религия была инструментом европеизации африканского населения с целью привить культ служения не столько центральной фигуре христианства, сколько белому человеку в принципе.
Этот подход, практически не претерпел изменений за столетия, и сегодня позволяет достаточно активно влиять на мировоззрение части африканского общества. Воспитанная лояльность европейской системе ценностей, и стремление к ней приобщиться, активно используются французскими идеологами для продвижения своих интересов.
При этом сегодняшние “колонизаторы” не забывают подкармливать различные террористические группировки на африканском континенте. Это необходимо не только для банального оказания военно-политического давления, заработка на контрабанде и захвата активов (например, месторождений алмазов и золота), но и потому что крайне жестокие действия группировок представляют собой разительный контраст с действиями католической церкви. Это позволяет, при существующей системе эксплуатации природных и человеческих ресурсов Африки, сохранить достаточную лояльность значительной части населения.
Болезненная зависимость в отношениях Франции с Африкой
Французские политики и бизнесмены сильно пристрастилась к грабежу и эксплуатации Африки еще со времен рабства. Налицо полное отсутствие у французской элиты (в отличие от англосаксонской) креативности и воображения, чтобы мыслить вне этого шаблона. И двумя ключевыми локомотивами этой архаичной политики все еще остаются Министерство финансов и бюджета Франции и Министерство иностранных дел Франции.
Информация о французском колониальном налоге часто вызывает естественный вопрос: “До каких пор?”.
Для справки: с 1804 по 1947 год Франция заставила Гаити выплатить современный эквивалент $21 млрд за убытки, причиненные французским работорговцам отменой рабства и освобождением гаитянских рабов.
Африканские страны платят колониальный налог только последние 60 лет, так что перспективы у африканских стран не самые оптимистичные.
Деятельность российских структур в Африке
В последние годы Россия существенно усилила свое присутствие в Африке при помощи ЧВК “Вагнер”. И несмотря на то, что современные французские власти были несильно против русской экспансии (за исключением публичного поля) , поскольку сохраняли за собой экономический контроль в Африке и снимали с себя задачу по решению вопросов безопасности, у африканских стран был не самый очевидный, но критический важный интерес в таком сотрудничестве.
Локальные элиты видели в ЧВК не только защиту от госпереворотов или инструмент по борьбе с террористами, но и возможность выстроить в перспективе алтернативный финансовый контур, не подконтрольный французскому ЦБ. Сотрудники ЧВК “Вагнер” обеспечивали не только военное прикрытие, но также логистику, доступ к необходимым технологиям, финансовой инфраструктуре и сбыт. Локальные правительства таким образом получали дополнительные ресурсы, которые они могли направить на развитие своих стран. Такой формат работы позволял найти общий язык с местным населением, предпринимателями и правительствами.
Особенно хорошо этот аспект комплексного взаимодействия проявился в ЦАР, где политтехнологи и экономисты Компании занимались лоббированием снятия санкций Кимберлийского процесса, не позволяющих ЦАР легально продавать свои алмазы на международном рынке, разведывали новые месторождения полезных ископаемых, искали возможности для инвестирования и разработок, а также консультировали местное правительство по развитию внутренней промышленности, вплоть до строительства заводов по переработке хлопка и производству местного пива на российской пшенице.
Российские ведомства и ответственные лица, принимающие в наследство империю Евгения Пригожина и стремящиеся переключить на себя африканские элиты, должны учитывать именно эту региональную специфику. Африканским правителям, лишенным финансовой самостоятельности и постоянно находящимся под угрозой убийства “европейскими партнерами” или их прокси, крайне важно иметь надежного партнера не только в военной, но и в экономической сфере. Без экономической составляющей военное доминирование едва ли приведет к искомому результату.
Важно и трезво оценивать сроки на пути такого сотрудничества. В Центральноафриканской республике первые ощутимые результаты в экономике появились только спустя пять лет активной работы Компании, после выигранной войны с бандформированиями и продолжающимися столкновениями на окраинах. И сейчас, с учетом двойственной политики президента Фостен-Арканж Туадера и сокращения ресурсов, выделяемых Россией на продвижение своих интересов в ЦАР, существует серьезный риск откатить вспять даже то немногое, что уже было сделано.
Важные материалы
17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,...
Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...
Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...
В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...
Продолжая цикл статей об открывшихся подробностях взаимодействия представителей британской разведки с российскими журналистами и оппозиционерами, мы решили обратить внимание на...
Некоторое время назад стало известно, что из Москвы выслали шестерых сотрудников политотдела посольства Великобритании — в их действиях нашли признаки...
Сложная ситуация в турецкой экономике подталкивает руководство страны к принятию непопулярных мер. Напомним сейчас учётная ставка ЦБ Турции 50%, а...
В последнее время в Казахстане активно ведутся военные приготовления. В начале года планировался призыв 39 180 казахстанцев, сейчас цифру хотят...
Масштабное падение котировок сейчас идет практически на всех фондовых рынках и естественно спекуляции на эту тему неизбежны. Часто это общие...