- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Азия
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Аргентина
- Армения
- Афганистан
- Африка
- Бангладеш
- Белоруссия
- Бенин
- Ближний Восток
- Болгария
- Боливия
- Босния и Герцеговина
- Ботсвана
- Бразилия
- Буркина-Фасо
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Весь мир
- Восточная Африка
- Восточная Европа
- Вьетнам
- Габон
- Гайана
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Джибути
- ДРК
- Египет
- ЕС
- Замбия
- Западная Африка
- Западная Европа
- Западная Сахара
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Иран
- Испания
- Италия
- Йемен
- Йемен
- Кавказ
- Казахстан
- Камерун
- Канада
- Катар
- Кения
- Кипр
- Киргизия
- Китай
- КНДР
- Колумбия
- Конго
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Латинская Америка
- Либерия
- Ливан
- Ливия
- Литва
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Марокко
- Мексика
- Мозамбик
- Молдавия
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- НАТО
- Нигер
- Нигерия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Норвегия
- ОАЭ
- Оман
- Пакистан
- Палестина
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Польша
- Прибалтика
- Приднестровье
- Россия
- Руанда
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сахель
- Северная Америка
- Северная Африка
- Северная Европа
- Сенегал
- Сербия
- Сингапур
- Сирия
- Словакия
- Сомали
- Средняя Азия
- Судан
- США
- Сьерра-Леоне
- Таджикистан
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тунис
- Туркмения
- Турция
- Уганда
- Узбекистан
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Центральная Азия
- Центральная Европа
- Центральная и Южная Африка
- ЧАД
- Черногория
- Чехия
- Чили
- Швеция
- Эквадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Америка
- Южная Европа
- Южная Корея
- Южный Судан
- Япония
Газ, инвестиции, война: что не так с экономикой Армении
Пока в Армении вот уже третий день продолжаются протесты и акции неповинования, пора бы продолжить разъяснительные статьи на тему того, что же хорошего даёт армянской стороне Россия. А то выходит так, что тезисы «Без России — лучше» звучат всё чаще, а протесты на территории Армении, как заявляют местные власти, инспирированы российскими спецслужбами.
Предыдущий материал, посвящённый анализ мрачного экономического будущего Армении в случае разрыва связей с Россией, вызвал масштабный антикриз на армянских провластных ресурсах. В адрес команды Рыбаря звучали обвинения, что «цифры взяты с потолка», «экономика Армении растет более высокими темпами темпами, чем любая экономика Европы», «в экономику Армении уже привлечено более $300 млн от инвесторе из ОАЭ», «когда риски войны уйдут, Армения станет еще более привлекательной для инвестиций», «газ можно купить у Ирана».
Команда Рыбаря прояснясняет, что не так с экономикой Армении, и почему зависимость от России на текущем этапе развития закавказской республики — это благо.
Энергетическая стратегия Армении
Есть такой документ, как Armenia Energy Review за 2022 год: данное исследование выполнено специалистами международного энергетического агентства (IEA) при частичном финансировании со стороны ЕС. Россия к нему никакого отношения не имеет, поэтому обвинить российскую сторону будет сложно.
В январе 2021 года правительство Армении утвердило Стратегическую программу развития энергетического сектора, определяющую пути развития отрасли на период до 2040 года. Стратегия-2021 заменила предыдущий документ правительства по энергетической политике от 2015 года. То есть, активное движение в сторону «евроинтеграции» началось еще три года назад — это не сиюминутное решение.
Согласно Стратегии 2021, приоритетами правительства в энергетическом секторе до 2040 года являются:
- максимальное использование потенциала страны в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности.
- продление срока эксплуатации ААЭС до 2026 года, а также строительство новой атомной электростанции для ее замены;
- строительство коридора «Север-Юг» путем расширения линий электропередачи между Арменией и Грузией и между Арменией и Ираном;
- постепенная либерализация внутреннего рынка электроэнергии.
Каждый из этих пунктов является ловушкой.
Про возобновляемые источники энергии уже сказано достаточно и их эффективность в полной мере сейчас ощущают на себе жители ЕС.
Энергетическая стратегия Армении на 2021 год предусматривает введение до 1 000 МВт солнечных фотоэлектрических мощностей к 2030 году (при этом ожидается, что на долю подключенных к сети солнечных батарей будет приходиться 15% генерации).
Применительно к Армении проблема еще и в отсутствии вставок постоянного тока. Это достаточно сложный элемент энергосистемы, необходимый для синхронизации блоков с различной частотой генерации. Сейчас на них огромный спрос во всем мире, особенно в ЕС. И очередь заказов растянулась на годы из-за крайне ограниченного числа поставщиков. Поэтому даже при наличии большого объема генерации от фотоэлектрических панелей, совсем не факт, что получится этот объем быстро интегрировать в общий энергобаланс страны.
Что же касается потенциально возможного строительства новой ААЭС, то возможен только вариант с участие Росатома ввиду отсутствия компетенций и опыта строительства АЭС в сейсмоопасных регионах у других потенциальных подрядчиков. И здесь дело отнюдь не в том, что в России аналогов нет: просто исторически сложилось так, что именно российские инженеры проектировали подобного рода проекты по всему миру.
Конечно, глобалисты постараются навязать Армении роль полигона для тестирования сырой американской технологии малых модульных реакторов. Это единственный вариант, поскольку строительство крупной АЭС – непомерный груз для бюджета, а ее мощность будет попросту избыточной для энергосистемы Армении.
Именно поэтому с начала 90-х годов представители ЕС и МАГАТЭ всячески уговаривают армянское руководство закрыть ААЭС (из соображений безопасности, конечно). Подобный трюк они уже провели в Прибалтике: за счет закрытия Ингалинской АЭС в Литве промышленное развития всего региона резко затормозилось. А на месте АЭС сейчас планируется построить могильник для ядерных отходов, которые поставят из ЕС и Британии.
Можно задать логичный вопрос: хорошо, есть же и другие способы передачи энергии. Почему бы её попросту не закупать у стран-соседей?
Строительство коридора «Север-Юг» путем расширения линий электропередачи между Арменией и Грузией и между Арменией и Ираном сейчас под угрозой. Из-за передачи сёл в Тавушской области азербайджанской стороне под угрозой оказался газопровод из Грузии: и как раз в этом месте потенциально можно было бы проложить ЛЭП. Сотрудничество с Ираном также находится под угрозой вследствие резкой активизации турецких и азербайджанских военнослужащих в Нахичевани.
В конечном счёте, все подобные схемы преследуют собой определённую цель. На бумаге это называют красиво: либерализация внутреннего рынка.
Вот только в этом вопросе у российской стороны тоже, увы, есть опыт: либерализация внутреннего рынка электроэнергии в РФ хорошо знакома по работе РАО ЕЭС под чутким руководством Чубайса. Именно благодаря его активной деятельности стоимость электроэнергии выросла только в 1992 году на 2760%(!). Это сделало нерентабельным значительную часть промышленного производства. Последствия сильно ощущаются до сих пор.
Именно этот сценарий уготован Армении и закреплен в стратегии развития (к которой Россия, опять же, отношения никакого не имеет).
Газ можно купить у Ирана?
Газовый сектор Армении остается вертикально интегрированной монополией, оператором и владельцем которой является компания «Газпром-Армения», полностью принадлежащая российскому «Газпрому». Однако согласно Энергетической стратегии, правительство Армении намерено пересмотреть все законодательство в газовом секторе в 2024 году и приступить к разработке нового Закона о газе.
Армения наряду с другими членами ЕАЭС планирует запустить общий газовый рынок ЕАЭС в 2025 году. Соглашение, подписанное членами ЕАЭС в 2019 году, обязывает Армению разрешить доступ третьих сторон на газовый рынок,и провести реформы, направленные на облегчение трансграничной торговли газом.
Около 85% газа Армения получает из России по трубопроводам, проходящим через Грузию (один из участков сейчас передан Азербайджану).
Оставшаяся часть газа импортируется из Ирана. Но нужно понимать, что иранский газ используется только для производства электроэнергии в рамках свопа «газ в обмен на электроэнергию». Работает это следующим образом: армянская сторона получает из Ирана 1 кубометр газа взамен на обязательство поставить обратно 3 кВт.ч электроэнергии. Участвующие в программе ЕрТЭЦ и Разданская ТЭС вырабатывают не 3, а 4 – 4,5 кВт.ч электричества из одного кубометра газа. Таким образом в Армении остается примерно 1-1,5 кВт.ч электроэнергии. Иранской стороне это также выгодно, поскольку избавляет от необходимости строить ТЭС в серверных провинциях.
Это говорит об отсутствии инфраструктуры для подачи газа на территорию Армении. Даже относительно небольшой проект по сопряжению иранской ГТС с армянской в условиях высокогорья потребует значительных ресурсов и времени. И именно этот участок будет под ударом в первую очередь в грядущем противостоянии с Азербайджаном.
На сегодня газ для внутреннего потребления полностью поставляется из России. Правда, если уж говорить напрямоту, для России это невыгодно.
Формула цены на газ для Армении
О «баснословных прибылях Газпрома» среди армянских провластных ресурсов ходят легенды.
Вот только кредитные обязательства «Газпрома», связанные с инвестициями в Разданскую ТЭС, не только не окупились, но и увеличились до $100 млн. Это связано с тем, что 5-й энергоблок станции работает с неполной нагрузкой: станции регулярно приходится останавливаться, чтобы избежать перепроизводства электроэнергии. Пока не будет построена ЛЭП 400 кВт Иран-Армения эта проблема не будет решена. Сейчас армянская сторона ведет переговоры о частичной компенсации инвестиций.
Ценообразование — опять же в условиях отсутствия выгоды — выглядит следующим образом.
На границу газ поставляется по $165 за тысячу кубометров. Сюда плюсуются НДС и таможенные выплаты в размере 46,77 доллара. А затем – еще $55,43. Это — наценка местной «Газпром-Армения» за счет расходов на обслуживание и 10% (после уплаты налога 8%) прибыли. Конечная цена для потребителей более 10 тыс. куб. метров около $267. Более мелким потребителям газ поставляется естественно дороже и может доходить до $350. Но эта наценка уже полностью на совести локальных поставщиков и владельцев распределительных сетей.
Много ли зарабатывает «Газпром»? $55,93 – как формируется эта часть цены?
Фонд оплаты труда. Около $25,06 доллара в каждой тысяче кубометров — это зарплаты. В его основе — условная средняя зарплата на предприятии, которую в 2013 году определили в 227 тысяч драмов (с тех пор не повышали) Сегодня это около $580.
Можно ли сократить число людей? По штатному расписанию в компании 5 783 сотрудника. Персонал определен по техническим нормативам (советским и армянским). Структура ГТС Армении не претерпела кардинальных изменений за последние 30 лет, поэтому нормативы сохраняют свою актуальность. В них определено, сколько и каких технических работников нужно на каждый километр трубопроводов.
Расходы на ремонт. Примерно $6,81 уходит на обслуживание труб и компрессоров, их проверку на неисправность и трещины. В эту категорию входят расходы на их ремонт, а также на другие технические меры (например, на добавление одоратора — от него газ пахнет, чтобы при утечке его можно было распознать).
Административные расходы. Около $7,05 составляют расходы, непосредственно не связанные с трубопроводами, — например, на обслуживание зданий «Газпром-Армения», калибровку счетчиков газа, работу системы учета.
Даже исходя из этих примерных данных понятно, что заместить «Газпром» на рынке Армении не очень просто даже с привлечением специалистов из Ирана. Необходимо более 5000 подготовленных специалистов, способных обслуживать технически сложную систему при маржинальности проекта около 8%. При текущих уровнях инфляции это больше напоминает благотворительность. Работать при такой рентабельности может позволить себе только одна из лидирующих компаний в мире, где очень скромная доходность на одном направлении компенсируется более высокой доходностью на других.
Экспорт электроэнергии из Армении
В конце 2023 года Служба государственного контроля провела проверку в государственной компании «Высоковольтные электрические сети Армении». Ожидаемо были обнаружены финансовые нарушения, связанные со строительством линий электропередачи Иран-Армения и Армения-Грузия.
Первый проект финансируется за счет кредита Банка экспорта и развития Ирана, а второй — на кредит от немецкого банка KfW. Причем второй проект до сих пор не начат даже несмотря на то, что решение было принято более пяти лет назад.
Заместитель министра территориального управления и инфраструктуры Акоп Варданян утверждает, что текущая ситуация не может быть расценена как мошенничество, а лучше характеризовать ее как задержку платежей (погашение дебиторской задолженности). Тем не менее, Варданян признал значительные задержки в обоих проектах.
Важность этих проектов заключается в решении проблемы ограниченности энергетической системы Армении.
В настоящее время в Армении нет линий электропередач напряжением более 220 кВ, которые ведут в направлении Ирана или Грузии. Хотя существуют одна линия 220 кВ и две линии 110 кВ в Грузию, а также две линии 220 кВ в Иран их попросту недостаточно для удовлетворения растущих потребностей.
Запланированные линии 400 кВ значительно увеличат возможности экспорта и транзита электроэнергии — особенно на развивающийся единый рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Экспорт электроэнергии Армении в Грузию заметно вырос после либерализации рынка электроэнергии в 2022 году, и в 2023 году объем экспорта превысил показатели прошлого десятилетия, достигнув 365 млн кВт/ч.
Оба проекта, в основном, ориентированы на поставки электроэнергии с ААЭС и лишь частично от гидрогенерации и ТЭС. На эти три источника приходится более 60% генерации. Поэтому если ААЭС будет остановлена по требованию МАГАТЭ или представителей ЕС, то оба проекта потеряют актуальность.
Да, энергосистема Армении синхронизирована по частоте с энергосистемой Ирана. Но не с Грузией: для бесшовной синхронизации опять же нужны вставки постоянного тока, которые сейчас в большом дефиците.
ОАЭ – торговый партнёр Армении
Данные из официальных отчетов рисуют радужную картину. В 2023 году ОАЭ стали вторым торговым партнером Армении по объему товарооборота, одновременно возглавив список стран, осуществивших прямые иностранные инвестиции в Армению.
В прошлом году экспорт из Армении в ОАЭ составил около $2,2 млрд, что свидетельствует о росте в 3,2 раза по сравнению с 2022 годом. Объем импорта был относительно скромным: около $600 млн. Показатель 2022 года был превышен на 36,7% процента. Общий товарооборот достиг $2,8 млрд, увеличившись в 1,9 раза всего за один год.
Но при более детальном рассмотрении 96,3% процента экспорта Армении в ОАЭ составляли четыре основных вида продукции (на которые в 2022 году приходилось 98,7% экспорта):
- некованое или полукованое золото, а также золотая пыль;
- ювелирные изделия;
- неограненные алмазы;
- сигареты и сигары.
Структура импорта также практически не изменилась: преобладали легковые автомобили, бриллианты (ограненные алмазы), запасные части для телефонов, модемы и ювелирные изделия. В целом они составили 59% товаров, импортируемых из ОАЭ в Армению в 2023 году (по сравнению с 60% в 2022 году).
В 2023 году из Армении в ОАЭ было реэкспортировано товаров на сумму $1,6 млрд, в основном это было некованое золото ($1,3 млрд), неограненные алмазы (300 млн) и некованое, полукованое или порошковое золото ($32 млн).
Получается, что сейчас из Армении вывозится золото в объемах, которые позволяют говорить о перемещении части золотого запаса страны. Экспорт золота является лицензируемым видом деятельности и в таких объемах может осуществляться только по личному распоряжению первых лиц государства.
Причем, согласно статистике, большая часть выведенных средств остаётся в ОАЭ. Серьезных инвестиций от зарубежных партнеров нет. Рост ВВП Армении на уровне 9% конечно впечатляет, но не может служить основанием для долгосрочных инвестиций.
Управляющие фондами хорошо понимают, что это временное явление, связанное с перестройкой логистики в условиях санкций. Более того, в каждом инвестфонде есть внутренний регламент, где четко прописаны критерии отбора активов для инвестирования. Это нужно для обоснования действий управляющего перед основными акционерами фонда и советом директоров. В каждой финансовой организации есть свои критерии, но для получения представления можно ознакомиться базовыми критериями, на основании которых разрабатываются индивидуальные инвестиционные стратегии.
Если взглянуть с этой точки зрения на экономику Армении, то получим следующую картину.
Армения — это страна в состоянии затяжного военного конфликта, и территория страны достаточно быстро сокращается (с всё большим ускорением). В стране очень ограниченный экспортный потенциал и внутренний рынок. Промпроизводство требует серьезной оптимизации для выхода на конкурентоспособный уровень. Логистическая инфраструктура требует дополнительных масштабных вложений. Энергосистема, при остановке ААЭС, не позволит генерировать электроэнергию экологичным и дешевым способом. Даже если остановиться только на этих моментах, большинство управляющих фондами не станут рассматривать долгосрочные инвестиции в подобный актив.
И это именно те критерии, по которым Армению оценивают западные «благодетели». Если набор критериев выполняется — инвестиции поступают. В противном случае речь может идти только о вывозе золота, молибдена и других природных богатств (что сейчас и происходит).
Когда риски войны уйдут
В сентябре 2023 года президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган приняли участие в открытии Нахичеванского военного ремонтно-производственного комплекса.
Военный комплекс предназначен для ремонта и модернизации различных типов танков, боевых бронированных машин и транспортеров, артиллерийских орудий и систем, средств ПВО, стрелкового оружия, инженерного оборудования, средств связи, оптических приборов, а также для ремонта и испытания различных типов двигателей внутреннего сгорания на стендах военного комплекса, замены и испытания деталей и оборудования на всех указанных машинах. В состав военного комплекса входят один центр, восемь ремонтных предприятий и 10 площадок.
В комплексе установлено более 300 типов оборудования для ремонта и восстановления различных видов военной техники. На территории близлежащего «Нахичеванского центрального учебно-тренировочного полигона» расположены тактические и спортивные поля, стрелковая, артиллерийская, инженерная, разведывательная, связная, химическая и караульная части. В комплексе также имеется хорошо оборудованный спортивный городок.
Звучит как полноценная мульфункциональная военная база не самых маленьких масштабов. И использовать её можно как базу для ремонта турецкой, израильской, американской и другой военной техники.
Для военных специалистов очевидно прямое назначение комплеса — не только комплекс по ремонту и вводу в строй техники, но и база подскока для накапливания штурмовых соединений перед началом военной операции.
Расположение базы тоже выбрано совсем не случайно: именно со стороны Нахичевани удобно нанести удар встречный удар для отсечения Сюникской области Армении. Это позволит решить вопрос с Зангезурским коридором и взять остатки Армении в кольцо. Атака на юг Армении снимет необходимость полномасштабной военной операции: Армения в изоляции сможет получать ресурсы и экспортировать товары только через территорию Турции или Азербайджана.
В военном противостоянии у Армении шансы крайне невелики. Даже по официальным данным SIPRI военный бюджет Армении примерно в 4 раза меньше военного бюджета Азербайджана. А поскольку в грядущем противостоянии планируют принять самое активное участие Турция и Израиль, чаша весов склоняется явно не в пользу Армении.
Говорить о том, что риски войны уйдут, повторяя это, словно зазубренную мантру, можно до бесконечности. Но в реальности ситуация несколько более плачевна. Разрыв с Россией — это путь в бездну, куда армян настойчиво толкает коллективный Запад в обнимку с извечными врагами армян в лице турок и азербайджанцев.
Ardea culpat aquas, quia nescit nare per illas.
Важные материалы
Последнее время Арктика всё чаще так или иначе попадает в новостную повестку: активность в этой части света по своей интенсивности...
17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,...
Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...
Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...
В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...
Продолжая цикл статей об открывшихся подробностях взаимодействия представителей британской разведки с российскими журналистами и оппозиционерами, мы решили обратить внимание на...
Некоторое время назад стало известно, что из Москвы выслали шестерых сотрудников политотдела посольства Великобритании — в их действиях нашли признаки...
Сложная ситуация в турецкой экономике подталкивает руководство страны к принятию непопулярных мер. Напомним сейчас учётная ставка ЦБ Турции 50%, а...
В последнее время в Казахстане активно ведутся военные приготовления. В начале года планировался призыв 39 180 казахстанцев, сейчас цифру хотят...