ru
Назад

Как локальные конфликты повлияли на программу производства беспилотников в США

Rybar | Добавить в избранное

В недавней статье по проекту “Белый аист” мы рассмотрели как полигон “Украина” превращается в кровавую лабораторию машинного обучения, где стартапер Эрик Шмидт будет тестировать алгоритмы ИИ в условиях реальных боевых действий.

Масштабные боевые действия на территории т.н. Украины, в Секторе Газа и в Красном море оказали сильное влияние на развитие боевой авиационной техники. Реальность современного боя поставила под сомнение некоторые программы, которые считались до этого очень перспективными.

Любая система совершенствуется только за счёт обратной связи. Данные, полученные в результате применения авиации, систем ПВО, ПЗРК и дронов в локальных конфликтах подтолкнули руководство Пентагона к корректировке некоторых программ производства вооружений. Минобороны США отменяет вертолетную программу Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA) и проводит другие сокращения в рамках крупной реорганизации авиационного блока вооружений.

Помимо прекращения конкурса FARA, руководство армии хочет прекратить производство UH-60 V Blackhawk, отложить запуск в серийное производство программы улучшенных турбинных двигателей и постепенно отказаться от устаревших беспилотников.

Что конкретно реформируют?

Пентагон отменяет программу создания штурмового разведывательного самолета (FARA). Об этом стало известно 08 февраля.  Отменен многомиллиардный контракт, корректируются долгосрочные инвестиционные планы.

Также Пентагон планирует прекратить производство UH-60 V Black Hawk в 2025 финансовом году из-за “значительного роста затрат”, остановить программу усовершенствованного турбинного двигателя (ITEP) от компании General Electric еще на стадии разработки. Запуск двигателя в серийное производство отменен. Также в планах постепенно вывести из строя устаревшие БЛА Shadow и Raven, характеристики которых уже не отвечают требованиям современного боя.

В оборонном ведомстве США сейчас идут масштабные изменения в авиационной стратегии и пересматривается программа закупок. Решение о прекращении FARA выглядит иронично. Оно принято спустя два десятилетия после того, как армия США отказалась от закупок RAH-66 Comanche, и спустя почти 16 лет после прекращения работ над ARH-70A Arapaho. Оба самолета были разработаны для замены вертолета Kiowa. Именно этот вертолет должен был быть заменен новой разработкой FARA.

Пентагон планировал заменить Kiowa в течение многих лет. Программа разработки альтернативных решений официально стартовала в 2018 году. В ней приняли учатие пять компаний. В 2020 году остались только Bell-Textron с 360 Invictus и Sikorsky с Raider X. И вот сейчас проект закрывается.

Причина прекращения работ над FARA заключается в пересмотре концепции современной войны. 

Генерал-лейтенант Рэнди Джордж отметил в своем пресс-релизе: “Мы узнаем на поле боя – особенно на Украине – что воздушная разведка коренным образом изменилась. Датчики и оружие, установленные на различных беспилотных системах и в космосе, стали более вездесущими, более дальнобойными и менее дорогими, чем когда-либо прежде”.

Оценка боевых действий на Украине и в Секторе Газа, конечно, частично повлияли на закрытие проекта FARA. Но главная причина – необходимость высвободить миллиарды долларов для инвестиций в беспилотные системы.

По словам главы отдела закупок армии Дуга Буша (Doug Bush), если Конгресс одобрит законопроект о расходах на 2024 финансовый год, в котором будут предусмотрены средства на FARA, проект не будет полностью закрыт. Выделенные средства планируется использовать для сохранения ключевых производств и продолжения испытаний. Однако с 1 октября, когда начнется 25-й финансовый год, разработка FARA будет прекращена, если не будут выделены новые средства.

Вместо проекта FARA планируется инвестировать в другие направления, особенно в беспилотные. Именно БЛА заменят пилотируемую разведывательную систему Kiowa в зоне боевых действий.

Приоритетные направления инвестиций в военной авиации США 

На сегодня планируется направить средства из военного бюджета США на развитие четырех направлений:

1. Заключение с компанией Lockheed-Sikorsky нового многолетнего соглашения о закупках UH-60M Blackhawk.
2. Дать компании Boeing разрешение на официальное начало производства CH-47F Block II Chinook.
3. Продолжить разработку будущего дальнего штурмовика (FLRAA) в соответствии с планом.
4. Дополнительные инвестиции в разработку и закупку беспилотных систем воздушной разведки, таких как будущие тактические беспилотные системы и пусковые установки.

Новый план финансирования военных разработок, скорее всего, вызовет резкую реакцию как со стороны американских законодателей, так и со стороны промышленности и аналитиков. Военным США предстоит привлечь их на свою сторону, чтобы сохранить в неприкосновенности бюджет на 2024 финансов год и увеличить на 2025 год.

На текущий момент критичным представляется сохранение бюджета на 2024 год, поскольку приоритетной задачей в период масштабных изменений является сохранение производства и ключевых кадров.

Роб Виттман, вице-председатель Комитета по вооруженным силам Палаты представителей и председатель подкомитета по тактическим воздушным и наземным силам (TAL), выступил с заявлением о том, что планируемые сокращения/изменения военных программ требуют “серьезного изучения” со стороны Конгресса.

По его мнению,  для оценки предложения Пентагона о прекращении этих авиационных программ и ликвидации унаследованных платформ, весной 2024 года необходимо провести слушания по вопросам ребалансировки армейской авиации, дальнейших действий и сохранения промышленной базы.

В целом ребалансировка армейской авиации США является частью более крупной программы по передислокации тактических и стратегических ядерных вооружений, а также средств их доставки и частично производства, за пределы США. Самолеты-носители ядерного оружия, АУГ, мониторинговые комплексы на базе ДРЛО, а также часть сопутствующей инфраструктуры на данный момент перемещается на военны базы НАТО в Великобритании и ЕС. Это связано как с очевидной уязвимостью стационарных пусковых объектов на территории США, так и с резким обострением локальных конфликтов на территории Евразии.

Как отреагировали на новости о сокращении некоторых программ представители американского ВПК?

Компании Bell и Sikorsky потратили годы и большое количество собственных ресурсов на работу над прототипами вертолетов. Параллельно GE долгое время работала над новым двигателем ITEP. Оба прототипа вертолетов должны были отправиться в первый полет в этом году, но теперь перспективы этих проектов очень туманны.

По заявлению представителей компании Sikorsky, они готовы продолжать работы над прототипом вертолета X2, но “разочарованы” решением армии и ожидают обсуждения ситуации в Конгрессе. Представители Bell также отметили, что хотя руководство компании также разочаровано, знания и наработки, полученные в ходе проекта FARA, найдут применение в новых типах летательных аппаратов.

Что стало причиной оптимизации программ военных разработок?

Естественно, подробная информация о сокращении некоторых программ военных разработок отсутствует в открытом доступе. Но по анализу комментариев Конгрессменов, в том числе Виттмана за закрытием проекта FARA стоят не непомерные расходы или технологические проблемы. Наиболее вероятно, что решение было принято по результатам недавно завершенного анализа альтернатив (AOA), который, по мнению некоторых членов Конгресса, должен был быть проведен раньше. Этот анализ был вызван необходимостью понять как армия США планирует решать задачи авиационного нападения и разведки без FARA. Какие реальные альтернативы существуют, и во сколько обойдется американским налогоплательщикам. Для Конгрессменов это необходимо в работе над законопроектами об ассигнованиях на 25-й финансовый год.

Поддержка производственной базы

Несмотря на то, что Bell и Sikorsy теперь не смогут заключить сделку на производство FARA, армия все же обеспечила определённую поддержку обеим фирмам.

Например, план прекращения программы модернизации UH-60V Black Hawk (которая включает установку новой цифровой кабины пилота) в 25 финансовом году, мог бы стать серьезным ударом для компании Northrop Grumman, разработавшей кабину.

Однако, высвободившиеся от проекта FARA средства, теперь могут быть использованы для заключения новой многолетней сделки по закупке UH-60M, которая перенесет производство на период после 26 финансового года. Напомним, на данный момент Национальная гвардия получила 60 таких вертолетов. В текущем году это количество будет увеличено. И в дальнейшем Нацгвардия будет получать уже UH-60M Black Hawks. 

Компания Boeing, также намерена официально начать производство CH-47F Block II Chinook. Этого решения представители Boeing ждали почти пять лет, поскольку ранее закупки этой конфигурации вертолетов для нужд ВВС США были заморожены.

Использование наработок по проекту FARA

Что касается двигателя, который планировалось использовать для FARA, его разработка не прекращается, но немного сдвигаются сроки реализации. 

Улучшенный турбинный двигатель T901 должен иметь на 50 % больше лошадиных сил и на 25 % лучшую топливную экономичность, а также заменить некоторые из старых силовых установок армии. Все вертолеты AH-64E Apaches и UH-60M Black Hawk, которые в настоящее время оснащены двигателем T700, впервые появившимся в 1970-х годах, планировалось заменить на T901, по словам представителей армии.

Но поставка силовых установок T901, разработанных GE Aerospace, была отложена, поскольку производитель двигателей боролся с перебоями в цепочке поставок. В конце прошлого года в ВВС США были поставлены только два двигателя.

Бригадный генерал Дэвид Филлипс, руководитель программы по авиации, заявил, что с начала года ВВС США получили еще шесть двигателей ITEP, и еще два должны прибыть в мае и отправиться на линию Black Hawk.

Сейчас ведутся работы по интеграции двигателей в Apache и в Black Hawk. Это необходимо для перехода к серийному производству, потому что на этапе разработки были проблемы с некоторыми компонентами.

Беспилотные технологии в фокусе внимания ВВС США

Хотя проект FARA закрывается, руководство ВВС США все еще представляют себе будущее с летчиками в кабине, по крайней мере, пока. Но в краткосрочной перспективе необходимо больше средств тратить на беспилотные средства.

Прерогативой современного боя является требование вести разведку или атаковать позиции противника и при этом обеспечивать безопасность летного состава. По мнению американских военных будущее будет за тем, кто сможет правильно интегрировать людей и машины.

В этом будущем уже нет места для устаревших тактических беспилотных систем Shadow и Raven. В сентябре 2023 года ВВС США выбрала компании Griffon Aerospace и Textron Systems для участия во втором этапе конкурса FTUAS Increment 2, который предусматривает замену RQ-7B Shadow. 

Представители ВВС США хотят получить эти прототипы для тестирования в начале 25 финансового года. Это нужно для обкатки в реальных условиях, заключения контракта и запуска в серийное производство. Причем запуск в производство планируется в 2026 финансовом году.

Приоритетным проектом ВВС США являются обеспечение возможности запуска массивов небольших беспилотников с различных носителей. На данный момент представители ВВС США рассматривают три версии – ближнего, среднего и дальнего радиуса действия.

Решение по заключению контракта на поставку и запуск в производство планируется принять в начале 25 финансового года.

Выводы для российского сегмента производства беспилотных систем

В настоящее время ВПК и ВВС США не могут быстро нарастить выпуск летательных аппаратов. Этот недостаток предлагается компенсировать за счет более широкого применения беспилотных систем, современных систем мониторинга, космической разведки, ПВО и других. Особое место отводится внедрению ИИ, чем и будет заниматься Эрик Шмидт.

Учитывая масштабы ВПК США, адаптация к текущим реалиям ведения боевых действий происходит достаточно оперативно. Работа идет в связке с Конгрессом, где, несмотря на бюрократию и схемы по распилу бюджета, присутствуют компетентные специалисты.

Работу российских производителей беспилотных систем целесообразно координировать с учетом данных о программах наших оппонентов. Некоторые моменты, на наш взгляд, являются ключевыми:

  • беспилотники – это уже необходимый атрибут пехотного подразделения, который должен использоваться максимально широко;
  • необходимо исключить ситуацию, при которой основную массу дронов производит один крупный концерн. Наши оппоненты быстро подстраиваются под частоты наиболее массового изделия, что сильно снижает его эффективность. Нужно отбирать образцы с лучшими характеристиками, помогать финансированием и оборудованием для их быстрого запуска в производство. Это создаст здоровую конкуренцию в отрасли, и не позволит оппонентам фокусироваться только на борьбе с доминирующим изделием.

Как мы видим, у наших оппонентов тоже есть много проблем. Они связаны с разработкой, производством, финансированием, бюрократией и множеством других факторов, которые присутствуют при реализации любого крупного проекта. Подход американских ВВС к развитию беспилотных систем требует плотного мониторинга и принятия адекватных ответных мер с нашей стороны.

Добавить комментарий

Важные материалы

Кто стоит за проектом “Мавен”?

Одним из наиболее крупных американских проектов в области создания беспилотников с ИИ является Project Maven. Это программа Пентагона по созданию...

Об истинных целях атак на российские НПЗ и почему к санкциям надо отнестись всерьез

Помощник госсекретаря США по энергетическим ресурсам Джеффри Пайетт в очередной раз высказался об усилении давления на экономику РФ. По его...

Кто стоит за атаками на российские НПЗ?

После атак на российские НПЗ, к нашему удивлению, значительная часть экспертов по энергетике заявила о «некритичности ущерба». Далее последовали отчеты...

Как британские компании осваивают ресурсы Казахстана

Мы неоднократно поднимали тему распродажи ресурсов и инфраструктурных активов Казахстана иностранным компаниям. Эти, на первый взгляд, разрозненные истории о портах, аэропортах, объектах энергетики, водоснабжения и логистики не давали полной картины…

Последствия удара ВС РФ 22 марта 2024 для энергосистемы Украины

Инфографика в высоком разрешении English version Удар ВС РФ 22 марта 2024 года по территории т.н. Украины был примечательным во...

Российские активы за рубежом – украсть нельзя вернуть

Где поставить запятую – дилемма для англосаксонского истеблишмента. Уже более 2х лет лучшие юристы и финансисты ломают голову над тем, как оформить изъятие замороженных активов РФ и при этом не потерять…

Последствия удара ВС РФ по ДнепроГЭС 22 марта 2024

22 марта 2024 года ДнепроГЭС остановила работу. Гендиректор «Укргидроэнерго» поспешил заявить, что на восстановление потребуются «не месяцы, а годы».

Атаки на российские НПЗ: возможные последствия и варианты противодействия

Атаки украинских беспилотников являются частью многодоменной войны, которую коллективный Запад ведет через своих прокси. Беспилотные системы вооружений являются перспективным направлением...

«Опасный треугольник»: почему британские эксперты опасаются Сербии, Венгрии и Республики Сербской?

Королевский институт оборонных исследований (RUSI) на прошлой неделе опубликовал доклад об угрозах стабильности Западных Балкан. По мнению сотрудников британского think...

Какие отрасли экономики Казахстана принадлежат западным корпорациям?

Этот вопрос мы регулярно получаем от читателей, когда пишем об очередной инициативе по передаче казахстанских логистических объектов в иностранное управление,...