- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Азия
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Аргентина
- Армения
- Афганистан
- Африка
- Бангладеш
- Белоруссия
- Бенин
- Ближний Восток
- Болгария
- Боливия
- Босния и Герцеговина
- Ботсвана
- Бразилия
- Буркина-Фасо
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Весь мир
- Восточная Африка
- Восточная Европа
- Вьетнам
- Габон
- Гайана
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Джибути
- ДРК
- Египет
- ЕС
- Замбия
- Западная Африка
- Западная Европа
- Западная Сахара
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Иран
- Испания
- Италия
- Йемен
- Йемен
- Кавказ
- Казахстан
- Камерун
- Канада
- Катар
- Кения
- Кипр
- Киргизия
- Китай
- КНДР
- Колумбия
- Конго
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Латинская Америка
- Либерия
- Ливан
- Ливия
- Литва
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Марокко
- Мексика
- Мозамбик
- Молдавия
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- НАТО
- Нигер
- Нигерия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Норвегия
- ОАЭ
- Оман
- ОТГ
- Пакистан
- Палестина
- Панама
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Польша
- Прибалтика
- Приднестровье
- Россия
- Руанда
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сахель
- Северная Америка
- Северная Африка
- Северная Европа
- Сенегал
- Сербия
- Сингапур
- Сирия
- Словакия
- Сомали
- Средняя Азия
- Судан
- США
- Сьерра-Леоне
- Таджикистан
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тунис
- Туркмения
- Турция
- Уганда
- Узбекистан
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Центральная Азия
- Центральная Европа
- Центральная и Южная Африка
- ЧАД
- Черногория
- Чехия
- Чили
- Швейцария
- Швеция
- Эквадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Америка
- Южная Европа
- Южная Корея
- Южный Судан
- Япония
Почему миротворческие операции ООН в Африке бесполезны
Инфографика в высоком разрешении
Какие миссии ООН представлены на континенте
Российское присутствие в Африке вызывает негативную реакцию у западных политиков, часто аргументирующих тем, что для решения всех конфликтов уже есть ООН, а иностранное участие только вредит.
Однако они лукавят: миротворческие операции, существующие в отдельных странах уже больше двух десятков лет, едва ли продвинулись к своим целям.
Напротив — неспособность миротворцев стабилизировать ситуацию в небезопасных районах, а зачастую и прямой сговор с различными вооруженными группировками, стали причиной для ненависти со стороны местного населения.
Чем миротворцы ООН занимаются в Африке?
На сегодняшний день миротворческие силы ООН с общим бюджетом более $5 млрд в год и численным составом военного контингента более 60 тыс. чел. представлены в четырех странах и на двух спорных территориях Африки.
Миссия ООН в Западной Сахаре — МООНРЗС
В 1991 году, спустя 15 лет после провозглашения фронтом ПОЛИСАРИО независимости Западной Сахары от Марокко, в регионе была создана миротворческая миссия ООН. Её целью стало обеспечение проведения референдума по вопросу независимости, либо интеграции с Марокко.
Так называемый «переходный период», который должен был закончиться референдумом — длится уже 31 год. При этом на содержание миротворцев ежегодно тратят более $60 млн.
Присутствие МООНРЗС никак не помешало войскам Марокко в конце 2020 года попытаться открыть дорогу в буферной зоне Гергерат, что в свою очередь вынудило Полисарио объявить о прекращении 30-летнего перемирия и возобновлении вооруженного конфликта.
Явный провал миссии на фоне возрастающего риска войны между Марокко и Алжиром, поддерживающим независимость Западной Захары, не помешал СБ ООН продлить ее мандат до 31 октября 2023 года.
Миссия ООН в ЦАР — МИНУСКА
Миротворцы ООН появились в ЦАР в апреле 2014 года в разгар гражданской войны между христианским движением Антибалака и мусульманской Селекой.
Несмотря на внушительный бюджет в $1,1 млрд в год и военный контингент, миротворцы не смогли добиться какой-либо стабилизации в регионе. Только при содействии России в 2018 году, в рамках Хартумских соглашений, боевики согласились заключить перемирие и начать процесс разоружения.
Война разгорелась вновь в конце 2020 года, когда бывший президент Франсуа Бозизе решил вернуть власть. МИНУСКА не смогла помешать боевикам объединиться и напасть на Банги 13 января 2021 года. А после этого устранилась от антитеррористической операции национальной армии и не принимала участия в защите мирного населения.
В итоге война кончилась без ООН. Отряды ЧВК «Вагнер» и местная армия зачищают остатки боевиков.
Миссия ООН в Мали — МИНУСМА
МИНУСМА фактически единственная миссия ООН в Африке, которая была создана по просьбе и инициативе правительства принимающей страны. Поводом стали постоянные столкновения с племенами туарегов, вылившиеся в крупное восстание в 2012 году.
В охваченном войной регионе быстро формировались новые вооруженные группировки, в том числе связанные с радикальными исламистами. За следующие 10 лет боевикам удалось расширить зону влияния на севере и востоке Мали и обосноваться в приграничье с соседними странами.
Неспособность МИНУСМА и французского контингента эффективно противостоять экспансии боевиков привели к госперевороту в Мали в 2021 году.
Миссия ООН в ДР Конго — МООНСДРК
Постоянное присутствие представителей ООН в ДРК началось в 1999 году для наблюдения за мирным процессом после завершения Второй конголезской войны. Формат миссии менялся несколько раз в связи с возникновением новых конфликтов, последний из которых, на северо-востоке, продолжается до сих пор.
Несостоятельность военного контингента в противостоянии отдельным повстанческим группировкам на территории страны выливается в создание в 2012 году в восточной части ДРК крупного военного формирования «М23» («Движение 23 марта»), состоящего преимущественно из этнических тутси.
После многолетних безуспешных переговоров с правительством ДРК, в конце 2021 года повстанцы возобновляют боевые действия.
Несмотря на прошедшие переговоры в ноябре, ситуация в восточных районах страны продолжает ухудшаться. К концу 2022 года в ходе военных наступлений более 180 тыс. человек стали беженцами.
Миссия ООН в Абьее — ЮНИСФА
Многолетние территориальные споры между племенами динка и мессирия на спорной территории между Южным Суданом и Суданом только к 2011 году обратили на себя внимание со стороны ООН.
Созданная после объявления независимости Южного Судана миротворческая миссия в Абьее должна была гарантировать безопасность гражданского населения от нападений военных со стороны обеих стран, а также обеспечить проведение референдума для определения постоянного статуса территории.
Военный контингент, состоящий фактически только из миротворцев из Эфиопии, показал себя не состоятельным в обеспечении безопасности 124 тыс. человек. Только за период с апреля по май 2022 года зафиксировано 4 отдельных нападения, в ходе которых было убито и ранено 36 человек.
Миссия ООН в Южном Судане — МООНЮС
Миротворческая миссия ООН формально появилась за день до объявления о независимости Южного Судана в 2011 году. Ее целью было поддержание стабильности и правопорядка во время переходного периода.
Тем не менее, присутствие значительного контингента миротворческих сил в регионе, не помешало разразиться гражданской войне между племенами нуэр и динка, продлившейся с 2013 по 2020 год.
За это время в конфликте приняло участие более 17 000 детей; вырос уровень сексуального насилия до 80%, в том числе при участии самих миротворцев. Более 4 млн беженцев покинуло страну.
С момента подписания мирного соглашения, ситуация в Южном Судане особо не изменилась, и вновь вошла в стадию эскалации в августе 2022 г. после объявления временного правительства о продлении своих полномочий еще на 2 года.
С августа по декабрь в межплеменных столкновениях погибли как минимум 222 гражданских.
Чем на самом деле занимаются представители ООН в Африке и в чем причина низкой эффективности миротворцев ООН?
В первую очередь, виновата распространенная коррупция, как среди миротворческого контингента, так и среди властей принимающей страны.
Хорошим примером такого сотрудничества служит ситуация в Западной Сахаре, где многолетний саботаж в проведении референдума по вопросу независимости САДР выгоден и миротворцам, и марокканской администрации.
На подконтрольной Марокко части страны на месторождениях Бу-Краа ведется добыча полезных ископаемых. Эти территории обладают 75% мировых запасов фосфата, благодаря чему Марокко является мировым лидером по экспорту этого ресурса и на третьем месте по его производству.
В свою очередь, миротворцы, оправдывая свое бездействие отсутствием соответствующих мандатов от ООН, закрывают глаза на противоправные действия марокканцев в отношении местных жителей.
Подтверждены факты контрабанды оружия между миротворцами и военными группировками как минимум в двух из шести стран присутствия ООН: ДРК и ЦАР.
В конце 2021 года Совет Безопасности ООН изменил условия санкций в отношении ЦАР, сняв эмбарго на поставки оружия вооружённым силам ЦАР, что еще больше способствовало незаконному обороту оружия на территории страны.
В тоже время, властям африканских стран не выгодно отказываться от гуманитарной помощи, поставляемой ООН силами миротворческих миссий. Зарубежная помощь помогает накормить беднейшие слои населения, чтобы снизить социальную напряженность, а также наполнить карманы лояльных чиновников и тех же миротворцев.
У миротворцев отсутствует мотивация рисковать жизнью на чужбине
Основными «поставщиками» миротворцев в страны Африки являются такие же бедные или густонаселенные страны: Пакистан, Бангладеш, Индия, Египет, Индонезия.
Для некоторых выходцев оттуда поступление на службу в ООН — это единственный шанс заработать достойные деньги, обзавестись добытым имуществом и вернуться в свои семьи. Смерть при защите населения чужой страны в эту концепцию не вписывается.
Особенно хорошо это проявляется в вооруженных столкновениях на территории ДРК.
- 5 ноября 2008 года в деревне Киванджа в ДРК было жестоко убито 150 человек. Находившиеся буквально в 1,5 км от деревни 100 индийских миротворцев заявили, что были не в курсе бойни по соседству.
- 20 ноября 2012 года миротворцы бездействовали при захвате движением М23 города Гома — столицы провинции Северное Киву в ДРК.
Что будет дальше с миссиями ООН в Африке?
Несмотря на очевидные провалы миротворческих операций в Африке, сворачивать их никому не выгодно. Правительствам африканских стран удобно делить с ООН ответственность в сфере безопасности и принимать гуманитарную помощь.
Ключевые спонсоры ООН в лице Западных стран сохраняют еще один инструмент контроля над местными правительствами. Государства доноры, поставляя личный состав для миссий, получают право сокращать ежегодные взносы в ООН. А огромная бюрократическая структура организации осваивает астрономический бюджет.
До тех пор, пока на территории Африки не иссякнут месторождения полезных ископаемых, позволяющих «по-тихому» обогащаться как местным властям, так и западным компаниям, военные конфликты на этих территориях, а также финансируемые миссии по их прекращению не прекратятся.
Важные материалы
Который день бурно обсуждается судьба Агентства США по международному развитию (USAID), вредительская деятельность коего стала объектом агрессивных нападок со стороны...
Президентские выборы в Польше в 2025 году называют «решающим моментом» для политического будущего страны. Они определят основное направление риторики —...
Никогда такого не было и вот опять: одни журналисты обвинили других в продажности и ангажированности. Оказалось, что всемирно известная ассоциация...
Политический кризис в Германии достиг верхней точки, в результате чего Бундестаг 16 декабря вынес вотум недоверия канцлеру Олафу Шольцу и...
Последнее время Арктика всё чаще так или иначе попадает в новостную повестку: активность в этой части света по своей интенсивности...
17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,...
Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...
Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...
В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...