- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Азия
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Аргентина
- Армения
- Афганистан
- Африка
- Бангладеш
- Белоруссия
- Бенин
- Ближний Восток
- Болгария
- Боливия
- Босния и Герцеговина
- Ботсвана
- Бразилия
- Буркина-Фасо
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Весь мир
- Восточная Африка
- Восточная Европа
- Вьетнам
- Габон
- Гайана
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Джибути
- ДРК
- Египет
- ЕС
- Замбия
- Западная Африка
- Западная Европа
- Западная Сахара
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Иран
- Испания
- Италия
- Йемен
- Йемен
- Кавказ
- Казахстан
- Камерун
- Канада
- Катар
- Кения
- Кипр
- Киргизия
- Китай
- КНДР
- Колумбия
- Конго
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Латинская Америка
- Либерия
- Ливан
- Ливия
- Литва
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Марокко
- Мексика
- Мозамбик
- Молдавия
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- НАТО
- Нигер
- Нигерия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Норвегия
- ОАЭ
- Оман
- ОТГ
- Пакистан
- Палестина
- Панама
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Польша
- Прибалтика
- Приднестровье
- Россия
- Руанда
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сахель
- Северная Америка
- Северная Африка
- Северная Европа
- Сенегал
- Сербия
- Сингапур
- Сирия
- Словакия
- Сомали
- Средняя Азия
- Судан
- США
- Сьерра-Леоне
- Таджикистан
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тунис
- Туркмения
- Турция
- Уганда
- Узбекистан
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Центральная Азия
- Центральная Европа
- Центральная и Южная Африка
- ЧАД
- Черногория
- Чехия
- Чили
- Швейцария
- Швеция
- Эквадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Америка
- Южная Европа
- Южная Корея
- Южный Судан
- Япония
Почему миротворческие операции ООН в Африке бесполезны
Инфографика в высоком разрешении
Какие миссии ООН представлены на континенте
Российское присутствие в Африке вызывает негативную реакцию у западных политиков, часто аргументирующих тем, что для решения всех конфликтов уже есть ООН, а иностранное участие только вредит.
Однако они лукавят: миротворческие операции, существующие в отдельных странах уже больше двух десятков лет, едва ли продвинулись к своим целям.
Напротив — неспособность миротворцев стабилизировать ситуацию в небезопасных районах, а зачастую и прямой сговор с различными вооруженными группировками, стали причиной для ненависти со стороны местного населения.
Чем миротворцы ООН занимаются в Африке?
На сегодняшний день миротворческие силы ООН с общим бюджетом более $5 млрд в год и численным составом военного контингента более 60 тыс. чел. представлены в четырех странах и на двух спорных территориях Африки.
Миссия ООН в Западной Сахаре — МООНРЗС
В 1991 году, спустя 15 лет после провозглашения фронтом ПОЛИСАРИО независимости Западной Сахары от Марокко, в регионе была создана миротворческая миссия ООН. Её целью стало обеспечение проведения референдума по вопросу независимости, либо интеграции с Марокко.
Так называемый «переходный период», который должен был закончиться референдумом — длится уже 31 год. При этом на содержание миротворцев ежегодно тратят более $60 млн.
Присутствие МООНРЗС никак не помешало войскам Марокко в конце 2020 года попытаться открыть дорогу в буферной зоне Гергерат, что в свою очередь вынудило Полисарио объявить о прекращении 30-летнего перемирия и возобновлении вооруженного конфликта.
Явный провал миссии на фоне возрастающего риска войны между Марокко и Алжиром, поддерживающим независимость Западной Захары, не помешал СБ ООН продлить ее мандат до 31 октября 2023 года.
Миссия ООН в ЦАР — МИНУСКА
Миротворцы ООН появились в ЦАР в апреле 2014 года в разгар гражданской войны между христианским движением Антибалака и мусульманской Селекой.
Несмотря на внушительный бюджет в $1,1 млрд в год и военный контингент, миротворцы не смогли добиться какой-либо стабилизации в регионе. Только при содействии России в 2018 году, в рамках Хартумских соглашений, боевики согласились заключить перемирие и начать процесс разоружения.
Война разгорелась вновь в конце 2020 года, когда бывший президент Франсуа Бозизе решил вернуть власть. МИНУСКА не смогла помешать боевикам объединиться и напасть на Банги 13 января 2021 года. А после этого устранилась от антитеррористической операции национальной армии и не принимала участия в защите мирного населения.
В итоге война кончилась без ООН. Отряды ЧВК «Вагнер» и местная армия зачищают остатки боевиков.
Миссия ООН в Мали — МИНУСМА
МИНУСМА фактически единственная миссия ООН в Африке, которая была создана по просьбе и инициативе правительства принимающей страны. Поводом стали постоянные столкновения с племенами туарегов, вылившиеся в крупное восстание в 2012 году.
В охваченном войной регионе быстро формировались новые вооруженные группировки, в том числе связанные с радикальными исламистами. За следующие 10 лет боевикам удалось расширить зону влияния на севере и востоке Мали и обосноваться в приграничье с соседними странами.
Неспособность МИНУСМА и французского контингента эффективно противостоять экспансии боевиков привели к госперевороту в Мали в 2021 году.
Миссия ООН в ДР Конго — МООНСДРК
Постоянное присутствие представителей ООН в ДРК началось в 1999 году для наблюдения за мирным процессом после завершения Второй конголезской войны. Формат миссии менялся несколько раз в связи с возникновением новых конфликтов, последний из которых, на северо-востоке, продолжается до сих пор.
Несостоятельность военного контингента в противостоянии отдельным повстанческим группировкам на территории страны выливается в создание в 2012 году в восточной части ДРК крупного военного формирования «М23» («Движение 23 марта»), состоящего преимущественно из этнических тутси.
После многолетних безуспешных переговоров с правительством ДРК, в конце 2021 года повстанцы возобновляют боевые действия.
Несмотря на прошедшие переговоры в ноябре, ситуация в восточных районах страны продолжает ухудшаться. К концу 2022 года в ходе военных наступлений более 180 тыс. человек стали беженцами.
Миссия ООН в Абьее — ЮНИСФА
Многолетние территориальные споры между племенами динка и мессирия на спорной территории между Южным Суданом и Суданом только к 2011 году обратили на себя внимание со стороны ООН.
Созданная после объявления независимости Южного Судана миротворческая миссия в Абьее должна была гарантировать безопасность гражданского населения от нападений военных со стороны обеих стран, а также обеспечить проведение референдума для определения постоянного статуса территории.
Военный контингент, состоящий фактически только из миротворцев из Эфиопии, показал себя не состоятельным в обеспечении безопасности 124 тыс. человек. Только за период с апреля по май 2022 года зафиксировано 4 отдельных нападения, в ходе которых было убито и ранено 36 человек.
Миссия ООН в Южном Судане — МООНЮС
Миротворческая миссия ООН формально появилась за день до объявления о независимости Южного Судана в 2011 году. Ее целью было поддержание стабильности и правопорядка во время переходного периода.
Тем не менее, присутствие значительного контингента миротворческих сил в регионе, не помешало разразиться гражданской войне между племенами нуэр и динка, продлившейся с 2013 по 2020 год.
За это время в конфликте приняло участие более 17 000 детей; вырос уровень сексуального насилия до 80%, в том числе при участии самих миротворцев. Более 4 млн беженцев покинуло страну.
С момента подписания мирного соглашения, ситуация в Южном Судане особо не изменилась, и вновь вошла в стадию эскалации в августе 2022 г. после объявления временного правительства о продлении своих полномочий еще на 2 года.
С августа по декабрь в межплеменных столкновениях погибли как минимум 222 гражданских.
Чем на самом деле занимаются представители ООН в Африке и в чем причина низкой эффективности миротворцев ООН?
В первую очередь, виновата распространенная коррупция, как среди миротворческого контингента, так и среди властей принимающей страны.
Хорошим примером такого сотрудничества служит ситуация в Западной Сахаре, где многолетний саботаж в проведении референдума по вопросу независимости САДР выгоден и миротворцам, и марокканской администрации.
На подконтрольной Марокко части страны на месторождениях Бу-Краа ведется добыча полезных ископаемых. Эти территории обладают 75% мировых запасов фосфата, благодаря чему Марокко является мировым лидером по экспорту этого ресурса и на третьем месте по его производству.
В свою очередь, миротворцы, оправдывая свое бездействие отсутствием соответствующих мандатов от ООН, закрывают глаза на противоправные действия марокканцев в отношении местных жителей.
Подтверждены факты контрабанды оружия между миротворцами и военными группировками как минимум в двух из шести стран присутствия ООН: ДРК и ЦАР.
В конце 2021 года Совет Безопасности ООН изменил условия санкций в отношении ЦАР, сняв эмбарго на поставки оружия вооружённым силам ЦАР, что еще больше способствовало незаконному обороту оружия на территории страны.
В тоже время, властям африканских стран не выгодно отказываться от гуманитарной помощи, поставляемой ООН силами миротворческих миссий. Зарубежная помощь помогает накормить беднейшие слои населения, чтобы снизить социальную напряженность, а также наполнить карманы лояльных чиновников и тех же миротворцев.
У миротворцев отсутствует мотивация рисковать жизнью на чужбине
Основными «поставщиками» миротворцев в страны Африки являются такие же бедные или густонаселенные страны: Пакистан, Бангладеш, Индия, Египет, Индонезия.
Для некоторых выходцев оттуда поступление на службу в ООН — это единственный шанс заработать достойные деньги, обзавестись добытым имуществом и вернуться в свои семьи. Смерть при защите населения чужой страны в эту концепцию не вписывается.
Особенно хорошо это проявляется в вооруженных столкновениях на территории ДРК.
- 5 ноября 2008 года в деревне Киванджа в ДРК было жестоко убито 150 человек. Находившиеся буквально в 1,5 км от деревни 100 индийских миротворцев заявили, что были не в курсе бойни по соседству.
- 20 ноября 2012 года миротворцы бездействовали при захвате движением М23 города Гома — столицы провинции Северное Киву в ДРК.
Что будет дальше с миссиями ООН в Африке?
Несмотря на очевидные провалы миротворческих операций в Африке, сворачивать их никому не выгодно. Правительствам африканских стран удобно делить с ООН ответственность в сфере безопасности и принимать гуманитарную помощь.
Ключевые спонсоры ООН в лице Западных стран сохраняют еще один инструмент контроля над местными правительствами. Государства доноры, поставляя личный состав для миссий, получают право сокращать ежегодные взносы в ООН. А огромная бюрократическая структура организации осваивает астрономический бюджет.
До тех пор, пока на территории Африки не иссякнут месторождения полезных ископаемых, позволяющих «по-тихому» обогащаться как местным властям, так и западным компаниям, военные конфликты на этих территориях, а также финансируемые миссии по их прекращению не прекратятся.
Важные материалы
Борис Зимин и его Zimin Foundation продолжает финансировать антироссийские инициативы и оппозиционные проекты, скрывая источник средств, которые в реальности идут...
Который день бурно обсуждается судьба Агентства США по международному развитию (USAID), вредительская деятельность коего стала объектом агрессивных нападок со стороны...
Президентские выборы в Польше в 2025 году называют «решающим моментом» для политического будущего страны. Они определят основное направление риторики —...
Никогда такого не было и вот опять: одни журналисты обвинили других в продажности и ангажированности. Оказалось, что всемирно известная ассоциация...
Политический кризис в Германии достиг верхней точки, в результате чего Бундестаг 16 декабря вынес вотум недоверия канцлеру Олафу Шольцу и...
Последнее время Арктика всё чаще так или иначе попадает в новостную повестку: активность в этой части света по своей интенсивности...
17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,...
Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...
Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...