ru
Назад

Почему миротворческие операции ООН в Африке бесполезны

Rybar | Добавить в избранное

Инфографика в высоком разрешении

English version 

Какие миссии ООН представлены на континенте

Российское присутствие в Африке вызывает негативную реакцию у западных политиков, часто аргументирующих тем, что для решения всех конфликтов уже есть ООН, а иностранное участие только вредит.

Однако они лукавят: миротворческие операции, существующие в отдельных странах уже больше двух десятков лет, едва ли продвинулись к своим целям. 

Напротив — неспособность миротворцев стабилизировать ситуацию в небезопасных районах, а зачастую и прямой сговор с различными вооруженными группировками, стали причиной для ненависти со стороны местного населения.

Чем миротворцы ООН занимаются в Африке?

На сегодняшний день миротворческие силы ООН с общим бюджетом более $5 млрд в год и численным составом военного контингента более 60 тыс. чел. представлены в четырех странах и на двух спорных территориях Африки.  

Миссия ООН в Западной Сахаре — МООНРЗС 

В 1991 году, спустя 15 лет после провозглашения фронтом ПОЛИСАРИО независимости Западной Сахары от Марокко, в регионе была создана миротворческая миссия ООН. Её целью стало обеспечение проведения референдума по вопросу независимости, либо интеграции с Марокко.

Так называемый «переходный период», который должен был закончиться референдумом — длится уже 31 год. При этом на содержание миротворцев ежегодно тратят более $60 млн. 

Присутствие МООНРЗС никак не помешало войскам Марокко в конце 2020 года попытаться открыть дорогу в буферной зоне Гергерат, что в свою очередь вынудило Полисарио объявить о прекращении 30-летнего перемирия и возобновлении вооруженного конфликта. 

Явный провал миссии на фоне возрастающего риска войны между Марокко и Алжиром, поддерживающим независимость Западной Захары, не помешал СБ ООН продлить ее мандат до 31 октября 2023 года. 

Миссия ООН в ЦАР — МИНУСКА 

Миротворцы ООН появились в ЦАР в апреле 2014 года в разгар гражданской войны между христианским движением Антибалака и мусульманской Селекой. 

Несмотря на внушительный бюджет в $1,1 млрд в год и военный контингент, миротворцы не смогли добиться какой-либо стабилизации в регионе. Только при содействии России в 2018 году, в рамках Хартумских соглашений, боевики согласились заключить перемирие и начать процесс разоружения.

Война разгорелась вновь в конце 2020 года, когда бывший президент Франсуа Бозизе решил вернуть власть. МИНУСКА не смогла помешать боевикам объединиться и напасть на Банги 13 января 2021 года. А после этого устранилась от антитеррористической операции национальной армии и не принимала участия в защите мирного населения. 

В итоге война кончилась без ООН. Отряды ЧВК «Вагнер» и местная армия зачищают остатки боевиков.

Миссия ООН в Мали — МИНУСМА

МИНУСМА фактически единственная миссия ООН в Африке, которая была создана по просьбе и инициативе правительства принимающей страны. Поводом стали постоянные столкновения с племенами туарегов, вылившиеся в крупное восстание в 2012 году.

В охваченном войной регионе быстро формировались новые вооруженные группировки, в том числе связанные с радикальными исламистами. За следующие 10 лет боевикам удалось расширить зону влияния на севере и востоке Мали и обосноваться в приграничье с соседними странами.

Неспособность МИНУСМА и французского контингента эффективно противостоять экспансии боевиков привели к госперевороту в Мали в 2021 году. 

Миссия ООН в ДР Конго — МООНСДРК

Постоянное присутствие представителей ООН в ДРК началось в 1999 году для наблюдения за мирным процессом после завершения Второй конголезской войны. Формат миссии менялся несколько раз в связи с возникновением новых конфликтов, последний из которых, на северо-востоке, продолжается до сих пор. 

Несостоятельность военного контингента в противостоянии отдельным повстанческим группировкам на территории страны выливается в создание в 2012 году в восточной части ДРК крупного военного формирования «М23» («Движение 23 марта»), состоящего преимущественно из этнических тутси.

После многолетних безуспешных переговоров с правительством ДРК, в конце 2021 года повстанцы возобновляют боевые действия.

Несмотря на прошедшие переговоры в ноябре, ситуация в восточных районах страны продолжает ухудшаться. К концу 2022 года в ходе военных наступлений более 180 тыс. человек стали беженцами.

Миссия ООН в Абьее — ЮНИСФА 

Многолетние территориальные споры между племенами динка и мессирия на спорной территории между Южным Суданом и Суданом только к 2011 году обратили на себя внимание со стороны ООН. 

Созданная после объявления независимости Южного Судана миротворческая миссия в Абьее должна была гарантировать безопасность гражданского населения от нападений военных со стороны обеих стран, а также обеспечить проведение референдума для определения постоянного статуса территории.

Военный контингент, состоящий фактически только из миротворцев из Эфиопии, показал себя не состоятельным в обеспечении безопасности 124 тыс. человек. Только за период с апреля по май 2022 года зафиксировано 4 отдельных нападения, в ходе которых было убито и ранено 36 человек.

Миссия ООН в Южном Судане — МООНЮС 

Миротворческая миссия ООН формально появилась за день до объявления о независимости Южного Судана в 2011 году. Ее целью было поддержание стабильности и правопорядка во время переходного периода.

Тем не менее, присутствие значительного контингента миротворческих сил в регионе, не помешало разразиться гражданской войне между племенами нуэр и динка, продлившейся с 2013 по 2020 год. 

За это время в конфликте приняло участие более 17 000 детей; вырос уровень сексуального насилия до 80%, в том числе при участии самих миротворцев. Более 4 млн беженцев покинуло страну.

С момента подписания мирного соглашения, ситуация в Южном Судане особо не изменилась, и вновь вошла в стадию эскалации в августе 2022 г. после объявления временного правительства о продлении своих полномочий еще на 2 года.

С августа по декабрь в межплеменных столкновениях погибли как минимум 222 гражданских.

Чем на самом деле занимаются представители ООН в Африке и в чем причина низкой эффективности миротворцев ООН?

В первую очередь, виновата распространенная коррупция, как среди миротворческого контингента, так и среди властей принимающей страны.

Хорошим примером такого сотрудничества служит ситуация в Западной Сахаре, где многолетний саботаж в проведении референдума по вопросу независимости САДР выгоден и миротворцам, и марокканской администрации. 

На подконтрольной Марокко части страны на месторождениях Бу-Краа ведется добыча полезных ископаемых. Эти территории обладают 75% мировых запасов фосфата, благодаря чему Марокко является мировым лидером по экспорту этого ресурса и на третьем месте по его производству.

В свою очередь, миротворцы, оправдывая свое бездействие отсутствием соответствующих мандатов от ООН, закрывают глаза на противоправные действия марокканцев в отношении местных жителей.

Подтверждены факты контрабанды оружия между миротворцами и военными группировками как минимум в двух из шести стран присутствия ООН: ДРК и ЦАР.  

В конце 2021 года Совет Безопасности ООН изменил условия санкций в отношении ЦАР, сняв эмбарго на поставки оружия вооружённым силам ЦАР, что еще больше способствовало незаконному обороту оружия на территории страны.

В тоже время, властям африканских стран не выгодно отказываться от гуманитарной помощи, поставляемой ООН силами миротворческих миссий. Зарубежная помощь помогает накормить беднейшие слои населения, чтобы снизить социальную напряженность, а также наполнить карманы лояльных чиновников и тех же миротворцев.

У миротворцев отсутствует мотивация рисковать жизнью на чужбине

Основными «поставщиками» миротворцев в страны Африки являются такие же бедные или густонаселенные страны: Пакистан, Бангладеш, Индия, Египет, Индонезия. 

Для некоторых выходцев оттуда поступление на службу в ООН — это единственный шанс заработать достойные деньги, обзавестись добытым имуществом и вернуться в свои семьи. Смерть при защите населения чужой страны в эту концепцию не вписывается. 

Особенно хорошо это проявляется в вооруженных столкновениях на территории ДРК. 

  • 5 ноября 2008 года в деревне Киванджа в ДРК было жестоко убито 150 человек. Находившиеся буквально в 1,5 км от деревни 100 индийских миротворцев заявили, что были не в курсе бойни по соседству. 
  • 20 ноября 2012 года миротворцы бездействовали при захвате движением М23 города Гома — столицы провинции Северное Киву в ДРК. 

Что будет дальше с миссиями ООН в Африке?

Несмотря на очевидные провалы миротворческих операций в Африке, сворачивать их никому не выгодно. Правительствам африканских стран удобно делить с ООН ответственность в сфере безопасности и принимать гуманитарную помощь. 

Ключевые спонсоры ООН в лице Западных стран сохраняют еще один инструмент контроля над местными правительствами. Государства доноры, поставляя личный состав для миссий, получают право сокращать ежегодные взносы в ООН. А огромная бюрократическая структура организации осваивает астрономический бюджет.

До тех пор, пока на территории Африки не иссякнут месторождения полезных ископаемых, позволяющих «по-тихому» обогащаться как местным властям, так и западным компаниям, военные конфликты на этих территориях, а также финансируемые миссии по их прекращению не прекратятся.

Добавить комментарий

Важные материалы

Газ, инвестиции, война: что не так с экономикой Армении

Пока в Армении вот уже третий день продолжаются протесты и акции неповинования, пора бы продолжить разъяснительные статьи на тему того,...

Один в поле не воин: что случилось с украинской энергетикой

Российские войска продолжают нанесение огневого поражения по объектам энергетической инфраструктуры т.н.Украины: удар 8 мая оказался на редкость результативным. Однако спустя...

Как жить без России: что останется от армянской экономики

Экономическая ситуация в Армении пока не является критической, но на фоне стремительно развивающегося политического кризиса может резко ухудшиться без возможности...

Кто стоит за проектом “Мавен”?

Одним из наиболее крупных американских проектов в области создания беспилотников с ИИ является Project Maven. Это программа Пентагона по созданию...

Об истинных целях атак на российские НПЗ и почему к санкциям надо отнестись всерьез

Помощник госсекретаря США по энергетическим ресурсам Джеффри Пайетт в очередной раз высказался об усилении давления на экономику РФ. По его...

Кто стоит за атаками на российские НПЗ?

После атак на российские НПЗ, к нашему удивлению, значительная часть экспертов по энергетике заявила о «некритичности ущерба». Далее последовали отчеты...

Как британские компании осваивают ресурсы Казахстана

Мы неоднократно поднимали тему распродажи ресурсов и инфраструктурных активов Казахстана иностранным компаниям. Эти, на первый взгляд, разрозненные истории о портах, аэропортах, объектах энергетики, водоснабжения и логистики не давали полной картины…

Последствия удара ВС РФ 22 марта 2024 для энергосистемы Украины

Инфографика в высоком разрешении English version Удар ВС РФ 22 марта 2024 года по территории т.н. Украины был примечательным во...

Российские активы за рубежом – украсть нельзя вернуть

Где поставить запятую – дилемма для англосаксонского истеблишмента. Уже более 2х лет лучшие юристы и финансисты ломают голову над тем, как оформить изъятие замороженных активов РФ и при этом не потерять…

Последствия удара ВС РФ по ДнепроГЭС 22 марта 2024

22 марта 2024 года ДнепроГЭС остановила работу. Гендиректор «Укргидроэнерго» поспешил заявить, что на восстановление потребуются «не месяцы, а годы».