- Абхазия
- Австралия
- Австрия
- Азербайджан
- Азия
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Аргентина
- Армения
- Афганистан
- Африка
- Бангладеш
- Белоруссия
- Бенин
- Ближний Восток
- Болгария
- Боливия
- Босния и Герцеговина
- Ботсвана
- Бразилия
- Буркина-Фасо
- Великобритания
- Венгрия
- Венесуэла
- Весь мир
- Восточная Африка
- Восточная Европа
- Вьетнам
- Габон
- Гайана
- Гамбия
- Гана
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Германия
- Греция
- Грузия
- Дания
- Джибути
- ДРК
- Египет
- ЕС
- Замбия
- Западная Африка
- Западная Европа
- Западная Сахара
- Зимбабве
- Израиль
- Индия
- Индонезия
- Ирак
- Иран
- Испания
- Италия
- Йемен
- Йемен
- Кавказ
- Казахстан
- Камерун
- Канада
- Катар
- Кения
- Кипр
- Киргизия
- Китай
- КНДР
- Колумбия
- Конго
- Кот-д'Ивуар
- Куба
- Латвия
- Латинская Америка
- Либерия
- Ливан
- Ливия
- Литва
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Марокко
- Мексика
- Мозамбик
- Молдавия
- Монголия
- Мьянма
- Намибия
- НАТО
- Нигер
- Нигерия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Норвегия
- ОАЭ
- Оман
- Пакистан
- Палестина
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Польша
- Прибалтика
- Приднестровье
- Россия
- Руанда
- Румыния
- Саудовская Аравия
- Сахарская Арабская Демократическая Республика
- Сахель
- Северная Америка
- Северная Африка
- Северная Европа
- Сенегал
- Сербия
- Сингапур
- Сирия
- Словакия
- Сомали
- Средняя Азия
- Судан
- США
- Сьерра-Леоне
- Таджикистан
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тунис
- Туркмения
- Турция
- Уганда
- Узбекистан
- Украина
- Филиппины
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- ЦАР
- Центральная Азия
- Центральная Европа
- Центральная и Южная Африка
- ЧАД
- Черногория
- Чехия
- Чили
- Швеция
- Эквадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Эфиопия
- ЮАР
- Южная Америка
- Южная Европа
- Южная Корея
- Южный Судан
- Япония
Шафрановый террор — как религиозный экстремизм охватил Индию
Межрелигиозная рознь — кто ее разжигает?
Знаете ли вы, что согласно наблюдениям Open Doors International, в 2020 году безопаснее быть христианином в зонах военных действий Сирии, Ирака и Центральноафриканской Республики, чем в демократической Индии?
В 1999 году Грэм Стейнс, австралийский миссионер, который работал с больными проказой в течение трех десятилетий, был сожжен заживо в Ориссе вместе с двумя маленькими сыновьями. Спустя четыре года активист движения «Баджранг дал» Дара Сингх был осужден за руководство бандой, убившей Грэма Стейнса и его сыновей, и приговорен к пожизненному заключению.
Во время антимусульманских бунтов в штате Гуджарат в феврале 2002 года погибло или пропало без вести более тысячи мусульман. Главный министр штата Гуджарат Нарендра Моди, который сейчас является премьер-министром Индии, был привлечен к суду за разжигание межрелигиозной розни, и хотя он был оправдан, правительство США сочло обвинения в его адрес достаточно серьезными, чтобы запретить ему въезд в Штаты. Глядя на то, как Моди и Дональд Трамп сегодня жмут друг другу руки и уверяют в вечной дружбе, трудно поверить, что Нарендра Моди не имел права въехать в США начиная с 2005 года. Этот запрет автоматически потерял силу только в 2014 году, когда Моди стал премьер-министром Индии.
Нападения на представителей религиозных меньшинств в Индии — не стихийное насилие толпы, вызванное реальным или воображаемым оскорблением. Скорее, они связаны с тщательным планированием действий организованными индуистскими экстремистами с четкой программой и развитой религиозно-националистической идеологией. Как и у других радикальных экстремистов, эта идеология начала формироваться в 1920-х годах, как ответ на европейский колониализм. Она отвергла обычно светское мировоззрение других движений за независимость. Вместо секуляризма она синтезировала реакционную форму религии с элементами европейской политической мысли, преимущественно фашистской.
Шафрановый террор и зарождение идеологии «хиндутвы»
До XIX века слово «индус» не имело особого религиозного значения и просто относилось к людям, жившим к востоку от реки Инд, независимо от их верований. Даже Верховный суд Индии постановил, что «нет точного значения терминов «индуизм» и «индус». Только когда в переписи населения, введенной британскими колониальными властями в 1871 году, индуизм был включен в качестве религиозного обозначения, многие индийцы начали считать себя индусами.
Впервые термин «шафрановый террор» был использован в 2002 году в статье журнала Frontline. Более широкое распространение он получил в 2008 году — после взрыва бомбы 29 сентября в штате Махараштра, в городе Малегаон, населенном в основном мусульманами. Применяется термин для описания актов насилия, совершенных индуистскими националистами. Это название берет свое начало от флагов цвета шафрана, которые встречаются как в большинстве храмов Индии, так и в качестве символа различных националистических партий Индии.
Борьба против британского колониализма в начале XX века привела к подъему не только светского и социалистического движения, известного как «Индийский национальный конгресс» (партия Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру), но и конкурирующего индуистского националистического движения, известного под общим названием «Сангх Паривар» (семья организаций). «Сангх Паривар» провозгласил идеологию «хиндутвы», направленную на обеспечение господства индуизма в индийском обществе, политике и культуре, которую он продвигает с помощью тактики, включающей насилие и террор. Повестка дня движения «Сангх Паривар» включает в себя подчинение или изгнание мусульман и христиан, которые составляют около 17 процентов населения. Эти верования осуждаются индуистскими экстремистами как навязанные чужеземными завоевателями, хотя христиане ведут свое происхождение от апостола Фомы в I веке, а ислам пришел в Индию в VII и VII веках.
Кешав Хеджевар — основатель РСС
Центральной организацией «Сангх Паривара» является РСС, основанная Кешавом Хеджеваром в 1925 году.
Кешав Хеджевар родился в 1889 и умер в 1940, не дожив до независимости Индии. В начале своей политической карьеры Хеджевар был активным членом партии «Индийский национальный конгресс», однако политика этой партии его разочаровала.
С ранней юности он был тесно связан с революционными кругами Индии. В середине 1910 года, при финансовой поддержке нагпурской (Нагпур — город в Индии) группы революционеров, Хеджевар отправился учиться в Национальный медицинский колледж в Калькутте. Однако помимо изучения медицины, ему предстояло постичь и более актуальные для революционера науки — в Калькутте он осваивал основы революционной работы. Одной из главных задач Хеджевара было обеспечение распространения подпольной литературы и оружия в другие части страны. Организационный опыт тех лет впоследствии очень пригодился Хеджевару.
Истоки идеологии
Хеджевар разделял разочарование многих членов партии «Индийский национальный конгресс» в движении за отказ от сотрудничества c Великобританией во время Второй мировой войны и попытках Махатмы Ганди установить индуистско-мусульманское единство. Он был глубоко впечатлен идеями Винаяка Дамодара Саваркара (философ, писатель и поэт, стоял у истоков политического и философского индуизма, 1883-1966 гг.) и его концепцией «хиндутвы» — утверждения, что Индия должна принадлежать индуистам. Поэтому Хеджевар в первую очередь затевал РСС как движение, объединяющее всех индуистов.
Саваркар считал, что индусы были потомками древних ариев и представляют собой нацию с единой географией, расой и культурой. Книга Саваркара «Хиндутва: Кто такой индуист?» (1923 г.) утверждала: те, кто не считает Индию одновременно и Отечеством, и Святой Землей, не являются истинными индийцами. Любовь индийских христиан и мусульман к Индии «разделена», потому что у каждой группы была своя Святая Земля на Ближнем Востоке.
Поздние последователи Хеджевара отмечали, что он выделил главную слабость индуистского общества — его кастовую разобщенность. Поэтому члены РСС носят одинаковую униформу и не имеют между собой никаких знаков различия.
Доктор Бхимрао Рамджи Амбедкар — крупный политический деятель во время борьбы за независимость Индии и в годы становления индийской государственности, автор Конституции Индии. Амбедкар принадлежал к касте неприкасаемых и претерпел немало гонений в детские и юношеские годы. В зрелом возрасте он принял буддизм. Когда Амбедкар посетил лагерь РСС, он поделился с Хеджеваром своими тяжелыми воспоминаниями, в ответ на что Хеджевар показал ему лагерь, где абсолютно все участники организации называли себя просто «хинду», без разбора кастовых отличий.
Цели организации в начале деятельности
В первые годы существования РСС главная цель организации состояла в создании единства, дисциплины и культурного сознания среди индуистов. К концу 1930-х годов РСС представляла собой организованную и подготовленную группу с собственной паравоенной организацией. РСС привлекла внимание правительства Индии, которое начало пристально следить за движением, готовясь к послевоенному периоду и ожидаемым индуистско-мусульманским смутам.
Хеджевар положил начало деятельности РСС, организовав сваямсеваков (последователей) для предоставления услуг индуистам во время публичных праздников и торжеств, особенно в тех местах, где существовала вероятность конфронтации с мусульманами. Приведу пример подобной конфронтации и услуг РСС: в 1925 году в Нагпуре проживающие рядом мусульмане и хинду взаимно выработали соглашение о том, когда и где может и не может звучать музыка перед мечетями. Утверждается, что мусульмане не соблюдали свою часть соглашения, а также заигрывали с проходящими мимо женщинами-хинду. Хеджевар направил туда сваямсеваков и «порядок был восстановлен».
Собственно, название РСС и было присвоено организации в 1926 году. Раштрия Сваямсевак Сангх буквально означает «Национальная организация самомотивированных добровольцев». Сваямсеваки носили белые рубашки, шорты и кепки цвета хаки. При этом цель Хеджевара состояла в том, чтобы «продемонстрировать ценность дисциплины как добровольцам, так и широкой общественности».
Однако настоящий размах движение РСС получило под руководством преемника Хеджевара — Мадхава Садашива Голвалкара.
Расцвет движения РСС
М. С. Голвалкар, сарсангчалак РСС («Верховный директор») с 1940 по 1973 год, еще в 1938 году, комментируя расовые законы гитлеровской Германии, говорил следующее: «Германия также показала, насколько почти невозможно для рас и культур, имеющих различия, идущие к корню, ассимилироваться в единое целое; это хороший урок для нас, чтобы учиться и извлекать выгоду».
В другом обращении к членам РСС он также утверждал: «Если мы, индусы, станем сильнее, со временем мусульманским друзьям придется играть роль немецких евреев». Он настаивал на том, что «неиндуисты должны или принять индуистскую культуру и язык, научиться уважать и почитать индуистскую религию, или они могут остаться в стране, полностью подчиненной индуистской нации, ничего не требующие, не заслуживающие никаких привилегий».
25 марта 1939 года индуистская националистическая партия Махасабха, союзник РСС, также провозгласила: «Торжественная идея Германии о возрождении арийской культуры, прославление свастики, ее покровительство Ведической науке и пламенное первенство индо-германской цивилизации приветствуются религиозными и здравомыслящими индусами Индии с ликующей надеждой».
Расизм, религиозный и культурный шовинизм, привели «Сангх Паривар» в конфликт с другими течениями индуизма, особенно с теми, которые проповедовал Махатма Ганди. Голвалкар критиковал Ганди за мягкое отношение к мусульманам, а Ганди в свою очередь называл РСС «общинным органом с тоталитарным мировоззрением». Индуистские националисты обвиняли Ганди в разделе субконтинента на Индию и Пакистан в 1947 году и в расчленении «матери Индии». Конфликт не остановился на словах — убийцей Ганди стал Натхурам Годзе, бывший член РСС и соратник Саваркара.
Что собой представляет организация сегодня?
В настоящее время РСС является крупнейшей военизированной организацией с миллионами членов. Образовательное крыло организации — «Видья Бхарати» — насчитывает около двадцати тысяч учебных заведений, в которых работают сто тысяч учителей и занимаются два миллиона студентов. Школы «Видья Бхарати» распространяют буклеты, содержащие карту Индии, которая включает не только Пакистан и Бангладеш, но и прилегающие государства: Бутан, Непал, территории Тибета и некоторые районы Мьянмы, все под общим обозначением «Пунья Бхуми Бхарат» (индийская святая земля). РСС также включает в себя отдельные организации для племенных народов, интеллектуалов, учителей, обитателей трущоб, больных проказой, кооперативов; ассоциации потребителей, газеты, промышленные союзы, организации сикхов; объединения бывших военнослужащих, заморских индийцев и организацию по религии, а также профсоюзы, студенческие и экономические организации, женский орден.
Помимо РСС, в политическую семью «Сангх Паривар» входят «Баджранг Дал» и «Вишва Хинду Паришад» (ВХП — «Всемирный индуистский совет»), которые занимаются пропагандой, вирулентными кампаниями ненависти, а иногда и насилием в отношении религиозных меньшинств. ВХП была создана в 1964 году, чтобы объединить индуистские группы и служить мостом РСС к симпатизирующим религиозным лидерам. Основная цель деятельности «Вишва Хинду Паришад» — радикализация индуистов через утверждение, что индуисты находятся под угрозой «взрывного роста» мусульманского населения и потока обращений в христианство. Именно «Вишва Хинду Паришад» организовала общенациональные демонстрации 1992 года, кульминацией которых стало разрушение мечети в городе Айодхья индуистскими толпами.
Партия «Бхаратия Джаната» (БДП), которая в 1998 году впервые сформировала свое правительство Индии, возглавив коалицию центристских партий, и которой принадлежит нынешний премьер-министр Индии Нарендра Моди, имеет прямую связь с РСС, ВХП и функционирует как политическое крыло «Сангх Паривара». Бывший премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи (1998-2004) публично восхвалял РСС, посещал мероприятия организации и принимал руководство движения в своей резиденции.
Законодательные ограничения религиозной свободы
При поддержке БДП в штатах Тамилнад и Гуджарат были приняты законы, ограничивающие возможность индусов менять свою религию. Папа Иоанн Павел II назвал эти события в июне 2003 года «несправедливыми» и заявил, что они ограничивают «свободное осуществление естественного права на свободу вероисповедания».
В то время как ограничения на смену религии — или, точнее, ограничения на юридическое признание того, что кто-то действительно сменил ее — затрагивают всех индийцев, они особенно обременительны для далитов (представителей касты неприкасаемых). Из-за своего отчаянного положения в индийском обществе многие индусы из низших каст обращаются в христианство или мусульманство, чтобы избежать своего униженного положения (большинство христиан в Индии происходят из далитов). В 1956 году д-р Б. Р. Амбедкар, лидер далитов и автор Конституции Индии, заявил, что он принял буддизм, чтобы избежать индуизма. Около ста тысяч далитов последовали его примеру. Отмечу, что в 2020 году правнук д-ра Амбедкара выступил с публичным обращением, в котором он назвал РСС террористической организацией и призвал к ее запрету.
В 1981 году около тысячи далитов приняли ислам в штате Тамилнад. В августе 2002 года 250 молодых далитов из того же района приняли христианство. Помимо их непосредственного религиозного значения, такие обращения подрывают господство высших каст традиционного индуизма, особенно брахманов, и подрывают власть землевладельцев, как правило, высшей касты, над их рабочими, которые часто являются низшими кастами. Попытки запретить религиозное обращение — это также попытки удержать низший класс на его месте.
Основные цели — религиозные меньшинства страны
Политика БДП в отношении «хиндутвы» совпадает со все более жестокими нападениями индуистских боевиков на религиозные меньшинства. В последние годы участились нападения на христиан, особенно в штатах Гуджарат, Мадхья-Прадеш и Орисса. Министерство внутренних дел Индии (внутренняя безопасность) и Национальная комиссия по делам меньшинств официально перечисляют более ста нападений на христиан по религиозным мотивам в год, но реальное число, безусловно, выше. Индийские журналисты утверждают, что регистрируется около десяти процентов инцидентов. Эти нападения включают убийства миссионеров и священников, сексуальное насилие над монахинями, разграбление церквей, монастырей, мечетей, осквернение кладбищ и медресе.
Основной мишенью индуистских экстремистов является мусульманская община, которую преследует страх перед повторяющимися общинными беспорядками, унесшими жизни тысяч мусульман и индуистов с момента обретения Индией независимости. Во время вспышки насилия в Гуджарате в феврале 2002 года, когда многие жертвы были сожжены заживо или расчленены, в то время как полиция и государственные органы БДП либо стояли рядом, либо присоединились к нападавшим. У толпы были с собой списки домов и предприятий, принадлежащих мусульманам — информация, которую они могли получить только из правительственных источников.
Отношение властей к преступлениям
После резни государственные чиновники БДП препятствовали расследованию. В громком деле о «пекарне» судья отклонил обвинения против двадцати одного обвиняемого в поджоге принадлежащей мусульманам пекарни, убийстве и ранении ее владельцев, поскольку главный свидетель, девятнадцатилетняя девушка, заявила, что не может опознать ни одного из нападавших. Позже она рассказала прессе, что «дала ложные показания после того, как местные индуистские политики неоднократно угрожали ее семье, и после того как пришла к выводу, что прокуроры, которые даже не пытались встретиться с ней до суда, не стремились получить обвинительных приговоров». 12 сентября 2003 года главный судья Верховного суда Индии выразил свое отвращение к этой ситуации, публично заявив, что у него «не осталось веры в обвинение и правительство Гуджарата».
После вспышки насилия в штате главный министр Гуджарата Нарендра Моди, член БДП, призвал своих сторонников «преподать урок» тем, кто «верит в умножение населения», имея в виду мусульман. Другие чиновники «Сангх Паривара» были еще более откровенны в своих угрозах. Президент ВХП International Ашок Сингхал назвал бойню в Гуджарате «успешным экспериментом» и предупредил, что она повторится по всей Индии. После победы БДП на выборах в Гуджарате в декабре 2002 года, Генеральный секретарь Вишва Хинду Паришад Правин Тогадия заявил: «Все противники «хиндутвы» получат смертный приговор, который будет исполнен народом. Процесс формирования индуистского правления в стране начался с Гуджарата, и ВХП проведет гуджаратский эксперимент в каждом уголке страны».
Рост насильственного индуистского национализма угрожает толерантным традициям Индии и плюралистической демократии. Если религиозный экстремизм будет продолжать расти, он, как мы знаем из истории, начнет влиять на демократию, экономику и внешнюю политику Индии.
Четыре попытки запрета деятельности организации
Деятельность РСС была четырежды запрещена на территории Индии. Первый раз это произошло еще до обретения Индией независимости, в провинции Пенджаб (Британская Индия) 24 января 1947 года Маликом Хизаром Хайятом Тиваной, премьером правящей юнионистской партии. Партия представляла интересы землевладельцев и помещиков Пенджаба, в которую входили мусульмане, индусы и сикхи. Наряду с РСС была запрещена и мусульманская Национальная гвардия. Запрет был снят 28 января 1947 года.
Второй раз РСС была запрещена после того, как 30 января 1948 года Натхурамом Годзе, радикальным индуистским националистом и членом РСС, был убит Махатма Ганди. РСС утверждает, что он вышел из организации за два года до совершения убийства. После этого события Голвалкар и ещё 20 000 членов РСС были арестованы. Министр внутренних дел Индии Сардар Патель запретил деятельность РСС.
Голвалкар оспорил запрет деятельности РСС с помощью сатьяграхи, начатой 9 декабря 1948 года в Дели. Историческая ирония здесь в том, что сатьяграха была придумана Махатмой Ганди как форма и философия мирного протеста, выражающая идею того, что ненасилие — это сила, которая может превратить противников в друзей и решить проблемы несправедливости и угнетения.
Окончательно запрет на деятельность РСС был отменен только в июле 1949 года, после того как РСС официально присягнула на верность Конституции Индии. РСС обязалась соблюдать полную прозрачность своей деятельности и ограничиться только культурной работой.
Третий раз РСС была запрещена вместе со многими другими организациями и партиями в 1975 году, когда премьер-министр Индии Индира Ганди ввела в стране чрезвычайное положение. Запрет был снят в 1978 году.
Четвертый раз РСС была запрещена после событий в Айодхье в 1992 году, когда организованная группа индуистов разрушила мечеть Бабри после проведения национального ралли в пользу возвращения индуистам участка земли, на котором стоит мечеть.
Судебное разбирательство длиной в 134 года
Спор об этом участке уходит корнями глубоко в века. Начало конфликта было положено в XVI веке, когда император Бабур построил мечеть Бабри на месте индуистского храма бога Рамы. Предполагается, что Рама родился именно в этом месте. Судебное дело вокруг спора между мусульманами и индуистами за право обладать территорией храма тянулось почти 134 года и пережило уход Британской империи из Индии, разделение индийских территорий на Индию и Пакистан, создание демократической республики, чрезвычайную ситуацию, введенную в стране Индирой Ганди, выход Индии в космос, создание ядерного оружия и экономический кризис 1991 года.
В 2019 году Конституционный суд Индии вынес окончательное решение по вопросу о владении спорным участком и передал его индуистам для строительства храма Рамы. Работы должны были начаться в июне 2020 года, но по понятным причинам их начало откладывается. РСС оставалась под запретом с 1992 по 1995 год.
Можно ли запретить деятельность экстремистов, пока они у власти?
Призывы к запрету организации звучали и позже. В 2016 году генеральный инспектор штата Махараштра в отставке М. С. Мушриф выпустил книгу воспоминаний о своей работе в полиции под названием «Кто убил Каркаре? Настоящее лицо терроризма в Индии». На презентации книги он высказался следующим образом: «РСС должна быть немедленно запрещена. Она является террористической организацией № 1 в стране». Петиция на сайте change.org с обращением к правительству США с просьбой об объявлении РСС террористической организацией сегодня насчитывает более 100 000 подписей.
Однако говорить всерьез о запрете или ограничении деятельности РСС, в то время как БДП находится у власти, не приходится. Многие высокопоставленные должностные лица БДП являются сотрудниками РСС.
На национальном уровне БДП продвигает идеологию «хиндутвы» через пропаганду, манипулирование культурными институтами, подрыв законов, защищающих религиозные меньшинства, и минимизацию или оправдание индуистского экстремистского насилия. На уровне штатов функционеры партии неоднократно подстрекали и даже участвовали в таком насилии. Примечательно, что премьер-министр Нарендра Моди никогда публично не комментирует инциденты гендерного, межрелигиозного или коммунального насилия. Многие воспринимают его молчание как своеобразный карт-бланш для подобных действий.
Партия БДП назначает школьных чиновников, которые изменяют учебники и учебные программы, дабы подчеркнуть значение индуизма; они также требуют, чтобы индуистские тексты преподавались во всех школах. Кроме того, последователи «Сангх Паривар» назначаются на ключевые посты в автономных органах, таких как «Прасар Бхарати», которая контролирует официальные средства массовой информации, Национальную корпорацию развития кино, Индийский совет исторических исследований и Национальный книжный фонд.
Религия как основание для предоставления гражданства Индии
12 декабря 2019 года администрация Моди добилась принятия акта поправок к закону «О гражданстве». Согласно этому закону, впервые в Индии религия является основанием для предоставления гражданства. Закон специально ускоряет рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища немусульманским нелегальным иммигрантам из соседних мусульманских стран — Афганистана, Бангладеш и Пакистана. Измененный закон «О гражданстве», вкупе с настойчивым стремлением правительства к общенациональному процессу проверки гражданства через Национальный регистр населения (НПР) и предлагаемый Национальный регистр граждан (НРК), направленный на выявление «незаконных мигрантов», привели к опасениям, что миллионы индийских мусульман, включая многие семьи, жившие в стране на протяжении многих поколений, могут быть лишены своих гражданских и избирательных прав. Трудность любой проверки документов в Индии состоит в том, что значительная часть населения не имеет никаких документов в принципе — в силу необразованности, сельского образа жизни, утери документов во время многочисленных природных катаклизмов.
Сегодня РСС является крупнейшей в мире добровольной некоммерческой организацией. Ее лидер Мохан Бхагват обеспечен государственной охраной — за его безопасность отвечают 60 командос из Центральных вооруженных полицейских сил Индии, штаб-квартира РСС в Нагпуре находится под постоянной охраной, а для его передвижения по стране предоставлен бронированный автомобиль.
Удержится ли Индия от превращения в индуистское государство, по аналогии с мусульманским Пакистаном, или сможет остаться секулярной демократической страной, какой ее видели Джавахарлал Неру и Махатма Ганди — покажет будущее.
Важные материалы
Президентские выборы в Польше в 2025 году называют «решающим моментом» для политического будущего страны. Они определят основное направление риторики —...
Никогда такого не было и вот опять: одни журналисты обвинили других в продажности и ангажированности. Оказалось, что всемирно известная ассоциация...
Политический кризис в Германии достиг верхней точки, в результате чего Бундестаг 16 декабря вынес вотум недоверия канцлеру Олафу Шольцу и...
Последнее время Арктика всё чаще так или иначе попадает в новостную повестку: активность в этой части света по своей интенсивности...
17 октября 2024 года были введены новые санкции против 18 российских нефтяных танкеров и 4 танкеров для перевозки СПГ. Напомним,...
Мы уже неоднократно писали про череду скандалов с участием высланных из России сотрудников посольства Великобритании, которые контактировали с российскими оппозиционерами, поддерживали работу антиправительственных...
В начале августа госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл в Монголию с официальным визитом. В ходе него глава американской дипломатии по...
Мы продолжаем изучать связи британских дипломатов с так называемыми правозащитными организациями в РФ. На этот раз мы решили разобрать деятельность...
В последние два года в России все сильнее проявляются последствия ошибок в формировании миграционной политики, накопленных за несколько десятилетий. Судить...
Продолжая цикл статей об открывшихся подробностях взаимодействия представителей британской разведки с российскими журналистами и оппозиционерами, мы решили обратить внимание на...