ru
Назад

О российско-турецком сотрудничестве в области атомной энергетики

Rybar | Добавить в избранное

27 апреля состоялась передача ядерного топлива для АЭС «Аккую»: это ключевой этап строительства, начатого еще в 2010 году. Флагманский зарубежный проект «Росатома» приуроченный к 100-летию Турецкой Республики является знаковым для команды Эрдогана. 

В чем интерес руководства Турции?

Основной целью является создание сети АЭС, способных не только перекрыть внутренние потребности, но и направить значительную часть электроэнергии на экспорт в Европу.

На данный момент речь идет о 12-16 энергоблоках — это три или четыре станции стандартной конфигурации. Основной акцент делается именно на локализацию производства с дальнейшей целью сосредоточить в Турции экосистему строительства подобных сооружений. 

Для этого турецким компаниям необходимо получить от России технологии. Власти страны стремятся монетизировать свое положение посредника между Россией и Европой и обеспечить республике технологическое преимущество перед большинством стран ЕС в этой сфере. Например, та же Германия недавно закрыла последние три атомные электростанции. 

В текущих условиях Россия является единственным поставщиком, располагающим передовыми технологиями в области ядерной энергетики и готовым обсуждать их комплексную передачу с высоким уровнем локализации.

Что получит Россия?

Проект реализуется по схеме ВОО (Build — Own — Operate или «строй — владей — эксплуатируй»). По условиям Генерального контракта российская сторона строит и вводит в эксплуатацию объект, а турецкая сторона будет покупать 50% электроэнергии с «Аккую» в течение 15 лет. 

Общая сумма закупок составит порядка $32 млрд.  Длительность контракта может являться некоторой гарантией предсказуемости в непростых двухсторонних отношениях России и Турции. Остается также возможность продажи оставшихся 50% электроэнергии по рыночным ценам.

Что получит Турция?

Проект АЭС в комплексе с газовым хабом позволит властям в Анкаре контролировать значительный объем поставок газа, нефти и электроэнергии в страны ЕС. 

На сегодня уже около 400 турецких студентов прошли подготовку на базе российских вузов в контуре «Росатома». Также ведется подготовка турецких специалистов по ядерной энергетике в университете Мерсина и на площадке АЭС «Аккую». Это позволит нарастить турецкий научный потенциал.

Местные субподрядные организации сформируют полноценный производственный кластер, обеспечивая развитие экономики и налоговые поступления в бюджет государства. 

Проект также потребует создания десятков тысяч новых рабочих мест, что можно будет использовать в качестве политических лозунгов. 

Совместное развитие ядерной энергетики теоретически позволит избежать санкционного давления. Формально контракты на новые АЭС может заключать совместное предприятие «Росатома» и турецкой стороны. 

Это, вероятно, позволит турецким партнерам претендовать на проценты с зарубежных проектов «Росатома» только за предоставление юридической оболочки.

Перспективы сотрудничества

На данный момент Турция планирует строительство еще двух АЭС — в провинции Синоп на севере и в районе Игнеада во Фракии на северо-западе страны.

Для строительства АЭС в Синопе планировалось привлечь японо-французский консорциум. Переговоры были прерваны в 2011 году после аварии на Фукусиме. Затем из проекта вышла Mitsubishi Heavy Industries. Новый подрядчик пока не определен. 

Представители южно-корейской KEPCO не продвинулись дальше необязывающего меморандума подписанного в 2010 г. 

На текущий момент «Росатом» имеет серьезное преимущество в реализации масштабных проектов за рубежом, что позволяет смотреть в будущее с осторожным оптимизмом.

Добавить комментарий

Важные материалы

Как президент ЮАР пытается «усидеть на двух стульях» и не растерять поддержку перед выборами 2024

В 2024 году в Южноафриканской Республике пройдут всеобщие выборы, на которых правящая партия «Африканский национальный конгресс» (ANC) планирует получить большинство мест в парламенте, а ее лидер действующий президент Сирил Рамафоса…

37-й аналитический доклад о ходе СВО на Украине

В новом отчете мы рассмотрим: ➖Продвижение российских штурмовиков на Авдеевском направлении; ➖Взятие Хромово на северном фланге Бахмута и перспективы дальнейших...

Как водород захватит энергорынок Европы и что с этим делать России

Водород постепенно становится центром стратегии развития во многих странах западного мира. В рамках эко-повестки именно водород продвигается как альтернатива ископаемым видам топлива.

Как прошли военные учения войск НАТО в Литве

На фоне всё более усугубляющей напряжённости в отношениях между Россией и странами НАТО растёт и активность войск альянса.

36-й аналитический доклад о ходе СВО на Украине

В новом отчете мы рассмотрим: ➖Продолжение операции ВС РФ по окружению Авдеевского укрепрайона: успех российских штурмовиков в промзоне на южном...

Что будет с аргентинской экономикой при новом президенте?

Ситуация а Аргентине, где к власти пришел эпатажный шоумен, вызывает серьезные опасения у экспертного сообщества. Еще во времена президента Маурисио Макри, ТНК получили практически полный контроль над экономикой Аргентины и…

Как лоббисты НАТО помогают Армении рвать связи с Россией

Помимо оказания лоббистской и консультативной помощи Украине, Rasmussen Global стремится обосноваться и в других странах постсоветского пространства. Особенно открыто сотрудники делают это в Армении.

Консалтинговое агентство НАТО: как монетизировать лоббизм

Вооруженный конфликт на Украине активизировал международную роль НАТО, а заодно придал блоку импульс для развития. При этом даже бывшие функционеры альянса получили возможность снова заявить о себе и монетизировать свою…

Как ученые борются с мифом об «экологичности» американского СПГ
 


В последние два десятилетия в повестке доминирует тема экологии и сокращения выбросов парниковых газов. Именно эти аргументы используются “зелеными” партиями по всему миру для введения ограничений как на уровне предприятий,…

Доклад: Западные логистические проекты в обход России

В зарубежных СМИ и аналитических центрах выросло количество упоминаний и дискуссий относительно целесообразности инвестиций в логистические проекты, связывающие Европу со странами Средней Азии, Ближним Востоком и Кавказом.